За время СВО доля военных дронов различного класса и назначения в арсенале средств вооруженной борьбы выросла даже не кратно, а на порядок. Например, количество поставляемых ВСУ дронов измеряется сотнями тысяч. На бесперебойное «беспилотное снабжение» Киева работает все НАТО.
В составе ВСУ действуют целые беспилотные бригады и батальоны. На уничтожение одной цели (вплоть до отдельного солдата) могут посылать сразу несколько дронов. Судя по результатам регулярных налетов украинских дронов по объектам в тылу нашей территории, беспилотники врага - реальная проблема, с которой надо что-то делать.
На этом фоне бывший руководитель фирмы «Ильюшин» Алексей Рогозин, например, считает, что ключевым инструментом в борьбе с дронами в ближайшие 3-5 лет может стать лазерное оружие. По его словам, лазерные системы «быстро переходят из разряда футуристических концепций в реальное боевое применение».
Какие особенности лазерного оружия выделяет этот эксперт? Во-первых, отсутствие необходимости в боеприпасах. Лазеры ограничены лишь запасом энергии, в отличие, к примеру, от ПВО, которая нуждается в постоянном восполнении боезапаса зенитных ракет и снарядов.
Боевой лазер обладает мгновенной реакцией, лазерный луч настигает цель со скоростью света.
Технологии искусственного интеллекта способны обеспечить высокоточное наведение лазера на цель. предугадывая ее траекторию и снижая вероятность ошибки.
Россия обладает технологическим заделом в области разработки боевых лазеров. К примеру, в Ракетных войсках стратегического назначения уже несколько лет как стоит на боевом дежурстве лазер «Пересвет». Сообщалось также о лазере «Задира».
В то же время, отмечает Алексей Рогозин, на пути внедрения боевых лазеров, в том числе в системы борьбы с дронами противника, предстоит решить немало технических проблем. Ключевая - это высокое энергопотребление. Нужны мобильные мощные и компактные источников энергии. Их пока нет. Применение лазеров на поле боя в сложных погодных условиях (дождь, снег, град) тоже ограничено.
Зато стоимость одного «выстрела» лазера, отмечает эксперт, несравнимо ниже, чем запуск ракеты ПВО. Они будут эффективным средством при отражении массированных атак дронов.
«Лазерные технологии, делает вывод Алексей Рогозин, - это не гипотетическое будущее, а технологическая реальность. Вопрос заключается лишь в том, насколько быстро Россия сможет снизить стоимость и сроки их внедрения».
И здесь, судя по всему, есть над чем работать. Так, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский еще несколько лет назад отмечал явное запаздывание нашей военной промышленности в реализации лазерных проектов. И это при том, что во времена СССР было разработано несколько вариантов систем ослепления оптико-электронных систем противника. Например, «Стилет», «Сжатие» и «Сангвин». В космосе пытались вести борьбу с боеголовками межконтинентальных баллистических ракет вероятного противника с помощью системы «Терра».
А в прошлом десятилетии был проведен успешный эксперимент с образцом лазера, в рамках борьбы с беспилотными летательными аппаратами. Ознакомившийся в 2016 году с результатами эксперимента Дмитрий Медведев, который тогда возглавлял правительство, настоятельно рекомендовал как можно скорее внедрить технологию. Но, к сожалению, как отметил Виктор Мураховский, «а воз и ныне там…»