10 декабря Николас Мадуро официально вступил в должность президента Венесуэлы. Выборы же состоялись в июле, и уже полгода оппозиция устраивает протесты, не соглашаясь с их итогами. Их поддерживают западные страны, которым Мадуро тоже не по вкусу. Самое удивительное, что кандидатура Мадуро как президента Венесуэлы не устраивает и некоторые латиноамериканские страны, в частности Бразилию. Когда, казалось бы, у власти там левые силы во главе с Лула да Сильва? Россия же одна из первых итоги выборов признала. Пик выступлений оппозиции планировался на момент инаугурации Мадуро. На это торжество из России прилетел спикер Думы Вячеслав Володин.
«МК» попросило политолога Алексея Макаркина объяснить ситуацию с властью в Венесуэле и степень поддержки Россией Николаса Мадуро.
- Мадуро в прошлом году объявил о победе на выборах, оппозиция этого не признала. Но на стороне Мадуро армия, то есть консолидированная поддержка вооруженных сил. А это фактор, который определяет ситуацию в Венесуэле. Армия в этой стране необычная, не похожая на армии стран Латинской Америки. Ее офицерский состав сформировал Уго Чавес (революционер, первый президент Венесуэлы, умер от рака в 2013 году) после неудачной попытки переворота силами генералитета. Сейчас военная верхушка представляет собой последователей Чавеса или его непосредственных соратников. То, что Мадуро объявил итоги выборов и никакого раскола в армии не произошло, – ключевой фактор.
А то, что в стране полгода протестует оппозиция никак не связано с продолжительностью срока между выборами и инаугурацией. В Венесуэле так принято, что между этими двумя событиями проходит полгода. Это в свое время использовалось для формирования правительства, потому что президент выбирался только на один срок. Поэтому протесты не оказали никакого влияния на официальный регламент.
Россия и Китай первыми признали итоги выборов в июле прошлого года. Но дело в том, что в предвыборной кампании Мадуро заявлял о претензиях на нефтеносные поля Гайаны как части Венесуэлы. А такая позиция не понравилась многим в Латинской Америке. Даже левоцентристское правительство Бразилии поддержало Гайану и не признало итоги выборов. Более того, Венесуэла была кандидатом на вступление в БРИКС, но Бразилия была категорически против именно из-за этой предвыборной риторики Мадуро. То, что на инаугурацию приехал четвертый по степени важности человек в России, спикер ГД РФ Вячеслав Володин, говорит о высокой степени дипломатического представительства, а значит, и поддержки правящего режима в Венесуэле.