Если встреча с Владимиром Путиным, о которой в четверг говорил Дональд Трамп, действительно состоится, она будет не промежуточной, а фиксирующей, считает Марат Баширов.
Ранее избранный президент США заявил, что встреча между ним и Путиным готовится. «Он (ВВП – прим. МК) хочет встретиться, и мы это организуем», - сказал Трамп.
Сроков встречи на высшем уровне он не назвал. Однако двумя днями ранее Трамп обозначил временные рамки переговоров по украинскому кризису. По его словам, они могут состояться в течение полугода.
Работа на уровне переговорных групп уже ведется, уверен Марат Баширов. На уровне первых лиц Москва и Вашингтон должны встретиться только для того, чтобы зафиксировать достигнутые договоренности.
- Несомненно, эта встреча должна быть фиксирующей, а не консультативной. Для консультаций есть (спецпредставитель Трампа по украинскому вопросу Кит) Келлог, есть министр иностранных дел России Сергей Лавров. Возможно, будут определены еще какие-то отдельные переговорные треки. Полгода – это время, отведенное на поиск основ для договоренностей, - пояснил Баширов.
В интересах США снижение переговорной планки до уровня окончания боевых действий на Украине, отметил эксперт. Российскую сторону такой сценарий не устроит.
- Наши говорят, что нам нужны гарантии безопасности. И слова Трампа о том, что он «понимает чувства России» и причины, по которым РФ начала СВО, демонстрируют сближение позиций. Это очень важно на старте для того, чтобы переговорщики понимали границы допустимого, - подчеркнул политолог и добавил, что отмена запланированной на начало января поездки Кита Келлога в Киев показывает, что эти границы только начинают формироваться.
Однако воспринимать слова Трампа о возможных переговорах с ВВП и его «понимании чувств России» надо с долей скепсиса. По американскому законодательству человек, избранный президентом США, до момента официального вступления в должность не имеет права вмешиваться в политику действующей администрации. То есть все нынешние заявления Трампа, какими бы позитивными они ни казались, - это заявления «Трампа – человека и гражданина», а не «Трампа-президента».
Между тем переговорные позиции Вашингтона остаются неизменными: в интересах Белого дома максимальное занижение того, что в итоге получит Россия. Позиция Москвы также не менялась с 2021 года и включает договоренности по широкому кругу вопросов.
Особый интерес сегодня представляет позиция КНР и стран Глобального Юга. Если в прошлом году и 2023-м они активно выступали со своими вариантами мирного плана, то теперь хором замолчали. Это неспроста, считает эксперт.
- Относительно мирных переговоров перестали что-либо говорить Индия, Китая и Бразилия, а также другие страны, которые заявляли, что у них есть свое видение. Это говорит о том, что есть определенное понимание между нами и этими странами относительно переговорного процесса. Кроме того, эти страны поняли, что сторонами переговоров могут быть только Россия и США, - заключил аналитик.