В беседе с «МК» капитан 1 ранга в запасе Василий Дандыкин рассказал, что такие катера могут принести немало проблем нашему Черноморскому флоту.
Британское минобороны обозначило желаемые характеристики для системы COOKSON: максимальная скорость от 40 узлов (74 км/ч), дальность 800 морских миль (1481 км) с полной загрузкой, автономность - не менее трех суток без заправки.
Также важными требованиями являются малозаметный силуэт, высокая помехоустойчивость и возможность нести несколько модулей с оружием, имеющим дальность действия от 30 до 100 км. Кроме того, система должна быть оснащена средствами противовоздушной обороны.
Катера должны быть транспортабельны и рассчитаны на перевозку наземным транспортом на автоприцепе длиной около 6-12 метров. Дальнобойные средства поражения будут нести 80-килограммовый фугасный боезаряд. Первичными целями для этих систем являются незащищенные участки суши, вторичные цели - надводные корабли.
Великобритания планирует закупить первые десять катеров вместе с сотнями оружейных модулей в первом квартале 2025 года.
Подобные системы разрабатываются специально для британских миссий в Черном море, хотя официально предназначены для ВСУ. Алгоритм британцев таков: сначала тестируются малые боевые корабли, что затрудняет работу крупных военных кораблей, затем катера модернизируются и оснащаются средствами ПВО с целью снизить эффективность авиации противника. Теперь проект переходит к следующему этапу — попыткам атаковать с моря прибрежные зоны и объекты.
Капитан 1 ранга в запасе Василий Дандыкин рассказал, чем опасные новые британские катера:
- Скорость 40 узлов — это почти 80 км/ч. В последнее время мы уничтожали такие цели в основном с помощью вертолетов и патрульных катеров. Однако такие катера, как COOKSON могут постепенно уходить под воду или уже быть полупогруженными, оставляя над водой только антенну для приема сигналов, что затрудняет их обнаружение.
- Такие катера будут использовать только на Черном море?
- Нет, их можно будет ждать и на Балтике, а возможно, и в Арктике.
- У нас есть противодействие?
- У нас тоже появляются подобные системы, и, вероятно, они уже проходят испытания на Черном море. На последних стратегических учениях флота мы рассматривали возможность нападения с использованием своих дронов и отражение атак дронов противника.
Хотя мы и сильно отстали в области морских беспилотников, сейчас развитие идет семимильными шагами. Если эти дроны будут уходить под воду, то тогда потребуются акустические средства обнаружения и другие технологии. Мы находимся в гонке, в которой, как и в области воздушных беспилотников, играем роль догоняющих, но, я уверен, что эту проблему можно успешно решить.
Мы должны понять, что сейчас идет совершенно другая война: за машинами и мотоциклам, и даже за конкретным бойцом охотятся по 3−4 беспилотника. Это боевые действия совершенно другого уровня, с применением искусственного интеллекта. В этом направлении именно Британия диктует моду, и нам не следует сильно отставать.
В любом случае, одна из наших задач — добраться до экземпляра такого катера, как это было с «Леопардами» или «Абрамсами». Нам нужно каким-то образом перехватить и изучить, что там и как. После этого мы сможем искать способы противодействия новому вооружению.