По его мнению, главная технология в области беспилотников 2025 года - это роевые системы. «Я считаю, что в 2025 году распространение роевых технологий всё же случится - к этому подталкивает сама жизнь», - отметает Алексей Рогозин
Уже сейчас противник для уничтожения бронетехники направляет одновременно несколько дронов. Но скоро война дронов станет еще более изощренной. К примеру, дрон-матка будет доставлять к позициям противника десятки малых дронов, которые будут огромным роем атаковать цель, не оставляя шансов на спасение. Задача защиты от беспилотников врага в этой случае станет еще более сложной.
Главное отличие боевого роя дронов от развлекательных шоу с роевым полётом беспилотников - это способность дронов быть единой системой и совместно реагировать на изменение внешних условий, например, обмен данными о помехах, выбор и распределение целей между участниками роя. Здесь не обойтись без использования элементов искусственного интеллекта (ИИ). Испытания дронов с ИИ проводятся в США, Китае, Германии, Израиле, России и на Украине.
По словам Алексея Рогозина «время примитивных решений и FPV уходит». «В ближайшие годы мы увидим сдвиг от управления каждым дроном отдельно к алгоритмам, способным координировать группы аппаратов… 2025 год будет временем начала широкого распространения автономных беспилотных летательных аппаратов и роевых систем. Кто будет первыми?» - задает вопрос он.
Идею «роя дронов» оценили различные эксперты.
Так, Алексей Живов считает, что перемены в облике боевых действий в 2025 году «будут настолько же радикальными, насколько в 2023 году войну изменили FPV-дроны». При этом он пессимистично оценивает возможности российской промышленности ответить на новый вызов: «Зная нашу внутреннюю динамику, качество кооперации, доступность денег и скорость реагирования военной бюрократии, считаю, что не успеем».
Эксперт описал способ использования роевых технологий: «к фронту будет подъезжать/подлетать/подплывать «дрон-матка», оттуда по заранее намеченной цели в автоматическом режиме будет стартовать рой дронов. Шансов защититься от такого роя будет немного».
Ресурс «Филолог в засаде» приводит такую статистику: ещё в мае нормы расхода FPV-дронов у ВСУ при отражении атак составлял 3-4 дрона-камикадзе на одного нашего бойца штурмовой группы и 6-10 - на танк или боевую бронированную машину.
Командир беспилотного полка ВСУ «Птахи Мадяра» сообщил о преобразовании полка в «бригаду ударных беспилотных авиационных систем с трёхкратным увеличением численности личного состава». «Поступают сигналы о том, что противник уже мог перейти к практическим испытаниям роев дронов, то есть к управлению 6-12 дронами одним оператором», - сообщил автор канала.
Ресурс «Русское оружие» считает, что эффективность противодействия «роям» посредством штатных комплексов радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «снизится в десятки-сотни раз». Наиболее приоритетными средствами защиты от дронов станут электромагнитные СВЧ-комплексы направленного действия, способные выводить из строя радиоэлектронную элементную базу дронов; лазерно-лучевые боевые комплексы мощностью от 15 до 100 кВт, способные повреждать оптико-электронные модули дронов и полностью выводить их из строя.
Военный эксперт Юрий Баранчик считает, что в отношении роевых систем 2025 год - это, «скорее, период накопления теоретического материала и примерки его к технической базе». При этом, по его словам, «в рамках военно-прикладной диалектики развивать придется и средства защиты от таких роевых систем».
«Особенно если мы будем отставать в области разработки самих роевых систем. Нет «меча» - придется делать крепче «щит», - заключил эксперт.
Читайте также: Новая модернизация «Гераней» напугала украинцев: добавили ИИ