Отношения Дональда Трампа с Илоном Маском не демонстрируют никаких признаков ухудшения, даже после того, как временами казалось, что он затмевает влияние избранного президента, когда тот заставлял республиканцев в Палате представителей сократить свои двухпартийные расходы, чтобы предотвратить закрытие правительства, имея в запасе всего несколько часов.
Как пишет The Guardian, по словам людей, знакомых с этим вопросом, попытка Маска взорвать политический эквивалент ядерной бомбы – потребовав от республиканцев отказаться от сделки или столкнуться с серьезной проблемой – рассматривалась как пробный запуск той роли, которую Маск может сыграть для оказания давления на Конгресс, как только Трамп вступит в должность президента Америки.
За кулисами, несмотря на то что Трамп не добился от республиканцев своего собственного требования повысить потолок госдолга, избранный президент предположил, что действия Маска показали, что он может стать полезным катализатором активности, как только вступит в должность и возглавит так называемый “Департамент эффективности правительства”.
По словам людей, в Мар-а-Лаго было единодушное мнение, что Маск оказался эффективной дубинкой для давления на Конгресс и козлом отпущения при любой негативной реакции.
Это, по-видимому, знаменует собой изменение подхода Трампа и может свидетельствовать о том, что он стал лучше разбираться в политическом процессе со времени своего первого президентства, когда он регулярно сталкивался с законодательными и оптическими препятствиями, преследуя свои цели.
В 2018 году Трамп заявил, что был бы горд закрыть федеральное правительство, если бы ему не удалось договориться с демократами о выделении средств на строительство стены вдоль южной границы США, которую он хотел.
“Я буду тем, кто закроет это, - хвастался Трамп журналистам в то время, к изумлению тогдашнего спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси и тогдашнего лидера меньшинства в Сенате Чака Шумера. - Я приму мантию. И я закрою его для обеспечения безопасности границ”.
Последовавшее за этим частичное закрытие правительства было самым продолжительным в истории США, и Трамп был застигнут врасплох негативной реакцией общественности, направленной против него и его гамбита, по словам бывшего чиновника Белого дома Трампа. Позже Трамп отказался от своего требования о финансировании строительства пограничной стены.
На этот раз Трамп сам публично не поддержал шатдаун, хотя в частном порядке заметил своим помощникам, что не возражал бы, если бы это произошло, потому что технически это произошло бы при Джо Байдене.
Вместо этого он предоставил Маску самому выступить с угрозой и выслушать критику, прежде чем спикер Палаты представителей Майк Джонсон выдвинул более узкий пакет расходов, который демократы согласились поддержать всего за несколько часов до того, как правительство было закрыто.
Но хотя демократы Палаты представителей высмеивали Трампа за то, что он ведет себя как вице-президент, а Маск – как президент, в попытке вывести его из себя, затянувшийся медовый месяц между двумя мужчинами продолжился - еще одно заметное изменение для Трампа, чьи политические альянсы часто не отличаются долговечностью.
Во время первого президентского срока Трамп расстался со своим главным стратегом Стивом Бэнноном после того, как СМИ изобразили его кукловодом в Овальном кабинете. (В одном из эпизодов Saturday Night Live Бэннон предстал в образе мрачного жнеца с косой, стоящего за спиной Трампа и распоряжающегося в Белом доме.)
Люди говорили, что в случае с Маском этого не произошло, главным образом потому, что динамика иная: будучи самым богатым человеком в мире, Маск пользуется особым статусом у Трампа, которому, в свою очередь, нравилась идея использовать его в качестве своего боевого пса, в то время как Бэннон всегда рассматривался как сотрудник.
Тем не менее многие республиканцы в Палате представителей глубоко разочарованы тем, что, по их мнению, Маск вмешивается в дела Конгресса. Маск не был избран ни на какую должность, а также приобрел расположение Трампа, потратив около 250 миллионов долларов на поддержку своей президентской кампании.
Многие участники горько жаловались на влияние Маска на них, когда они оказались прикованными к его аккаунту X в перерывах между совещаниями по расходованию средств, признавая, что готовность Маска жертвовать колоссальные суммы наличных денег делает его угрозы о первоочередных вызовах обоснованными.