Получив координаты цели, расчет прибыл на огневую позицию. Бойцы развернули боевую машину из походного положения в боевое. Подтвердив команду на открытие огня, произвели серию выстрелов осколочно-фугасными снарядами на расстояние более десяти километров.
Контроль поражения цели и корректировку огня выполняли разведчики с помощью беспилотников.
- Работаем постоянно, и днём, и ночью, - рассказал после залпа командир боевой машины с позывным «Баргузин». - Погодные условия не мешают качественно выполнять работу. Сейчас машина находится в укрытии. Когда поступает задача, приходят координаты цели, на то, чтобы занять боевое положение и произвести залп, обычно уходит 6−7 минут. За время СВО не могу сказать точно, сколько целей мы поразили. Много. В том числе уничтожено немало самоходок иностранного образца.
По словам командира, одна пусковая установка несёт пакет из 40 реактивных снарядов. Дальность поражения - до 40 км. Боевую машину можно развернуть где угодно всего за несколько минут, поэтому врагу сложно вычислить огневые позиции наших артиллеристов.
Водитель-заряжающий с позывным «Молот» рассказал, что на СВО он с самого начала. За все спецоперации работа расчета стала намного слаженнее.
- Свои позиции меняем постоянно, - говорит он. - Это делается в том числе из соображений безопасности. Противник не должен нас засечь.
Отмечает, что расчёты батареи сплочены, работа доведена в прямом смысле до автоматизма: «Получаем координаты, выезжаем на огневые позиции, отрабатываем. Огонь корректируем по средствам беспилотных летательных аппаратов».
Неприятель, по его словам, ведет непрерывную охоту за нашими «Градами».
- К сожалению, не всегда получается уйти вовремя из-под огня, - говорит он. - Был случай, когда, прибыв на боевую позицию, буквально спустя три минуты наш экипаж оказался под огнем. Ощущения очень неприятные. К счастью, каких-то значительных повреждений машина не получила. Быстро сменили позицию и выполнили боевую задачу. ...Со временем значения почти не придаешь таким моментам. Наверное, опыт сказывается. Идет процесс боевой работы. Ты выполняешь свои обязанности, и уже ничто, никакие эмоции остановить тебя не могут».
По его словам, боевая машина неприхотлива, работает в любую погоду, ей не страшны грязь, снег.
- Проходимость как у танка, - говорит «Молот». - Конечно, для того, чтобы все механизмы работали исправно, технику надо обслуживать. Делаем это регулярно и вовремя. Люблю эту машину.
Командир орудия «Баргузин» рассказал, что типовые цели его расчета - скопления живой силы и техники противника, доты, дзоты. Хвалит подчиненных:
- С этими людьми я уже третий год. Все ими делается, как говорят, на опыте. Они все знают: как быстро занять позицию, как скорректировать огонь и т.д. Работать приятно с такими подчиненными. Ошибок они не допускают.
Я примерно подсчитал, у меня за это время было выпущено по противнику около шести тысяч снарядов. Нашей задачей было бить по большим скоплениям техники и личного состава. Задерживать их передвижение, не дать разворачиваться в боевые порядки.
Ответственность серьезная, поскольку ошибки, например, в определении координат и игнорирование поправок могут снизить точность стрельбы. Это недопустимо в нашей работе. С БМ-21 стрелять одновременно легко для подготовленного расчета артиллеристов и одновременно очень сложно для дилетантов или плохо подготовленных бойцов.
Система управления огнем позволяет «Градам» совершать выстрелы залпом и в одиночку. Нередко подразделение использует тактику «карусели».
- Это когда одна батарея выезжает на позиции, другая перезаряжается, а третья перемещается к новой огневой позиции. Частая смена позиций и зарядка позволяют наносить максимальный урон противнику и находиться вне зоны прицельного огня его артиллерии, - поясняет специалист.
Противник по реактивщикам в основном работает дронами.
- Это случается периодически. Честно говоря, счет таким атакам уже давно не ведем, - говорит командир. - Пожалуй, только один из прилетов запомнился крепко. Помню, прибыли на позицию, отстрелялась, и сразу же прилетело в ответ. В итоге двое бойцов получили ранения. Правда, расчет сумел быстро уйти с позиции после атаки. Сейчас все живы, здоровы и продолжают работать.
- Задача экипажа - накрыть определенную площадь. Однако за время боевых действий мы научились посылать снаряды точно в окоп противника. Когда личный состав хорошо подготовлен, с ним можно решать любые задачи, - завершает наш разговор «Баргузин».