МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Бразилия передала эстафетную палочку G20 ЮАР

Разрыв между риторикой и реальностью в группе двадцати

В декабре ЮАР приняла полномочия от Бразилии по председательству в G20. Уже четвертый год подряд оно переходит от одной страны Глобального Юга к другой. Это позволяет добавить в повестку встреч двадцатки нужды мирового большинства. Но никто и ничто не может заставить Запад выполнять взятые на себя обязательства. А после ЮАР председателем G20 станет США, и, возможно, отменит все достижения предыдущих четырех лет.

Фото: Global Look Press

«”Большая двадцатка” — это организация, которая очень динамично развивается», подчеркнул Олег Барабанов, российский историк и политолог, профессор РАН. Государства мирового большинства становятся председателями «двадцатки» уже четвертый год подряд. До Бразилии ими были Индонезия и Индия. С 1 декабря председательство перешло к ЮАР. В течение всех этих лет шли дискуссии о том, что незападные страны смогут направить фокус внимания «Группы двадцати» на проблемы развивающегося мира. «Сейчас происходит передача полномочий председательства в G20 от Бразилии к ЮАР», – рассказал эксперт. – Бразилия провела свой саммит. Он был отмечен интересными событиями: в частности начала реализоваться инициатива президента Бразилии Лулы по борьбе с бедностью. Год председательства Бразилии принёс значимые изменения».

Бразильское председательство в «Группе двадцати» характеризовалось снижением той политизированности её работы, которую западные страны пытались внести с 2022 года. Итоговые документы завершившегося 19 ноября саммита в Рио-де-Жанейро выдержаны в умеренных тонах. С другой стороны, амбициозная цель бразильского председательства – усиление борьбы с бедностью в мире и перераспределение мирового богатства – вызвала смешанную реакцию и не встретила поддержки развитых стран. Виктория Панова, руководитель Центра «Экспертный совет БРИКС», проректор НИУ ВШЭ, шерпа России в «Женской двадцатке» (W20), уверена, что главный вопрос деятельности G20: будут ли его решения выполнять все западные страны участницы? «Постоянный разрыв между риторикой и реальностью», – убеждена она.

Марко Фернандес, редактор Wenhua Zongheng International, магистр истории, доктор социальной психологии (Университет Сан-Паулу, Бразилия), рассказал о прошедшем недавно в Бразилии саммите «двадцатки»: «Это была большая дипломатическая победа Бразилии, страна тщательно к этому готовилась. Бразилии удалось добиться осуществления повестки дня и опубликовать общее заявление». В течение всего года в стране проходили различные мероприятия под эгидой G20, а саммит стал их кульминацией. «Самым важным стал Глобальный альянс по борьбе с бедностью и голодом. Такие инициативы очень нужны нашей планете, так как в 2024 году эта проблема всё ещё существует, несмотря на то, что продовольствия производится достаточно для того, чтобы накормить 10 миллиардов человек, 700 миллионов ежегодно голодают».

Виктория Панова отметила, что к Альянсу присоединились 86 стран. А Олег Барабанов назвал его «ребенком “группы двадцати”». Однако эта тема, так важная для Глобального Юга, может «замылиться» в повестке последующих саммитов. «Можем ли мы доверять G7? Об их инициативе по развитию инфраструктуры Глобального Юга перестали говорить уже через несколько месяцев. Они пообещали инвестиции странам Глобального Юга – и тоже перестали говорить об этих проектах через несколько месяцев, – перечисляет разочарования финансовыми обещаниями Запада Марко Фернандес. – Президент Лула напоминал западным лидерам об этих проектах. Но в «Группе двадцати» существует определенный раскол».

И хотя бразильский эксперт считает G20 важной площадкой, тем не менее больше надеется на БРИКС, потому что она реализует свои планы: «Трамп не очень сочувствует международным организациям, поэтому в следующие четыре года можно говорить об этих проектах в рамках БРИКС. БРИКС удается добиться целей для народов Глобального Юга».

«Значительным достижением Бразилии в «двадцатке» стало снижение политизации при подписании итогового документа. В результате проблема геополитической конфронтации осталась за пределами коммюнике. Это позволило сформировать в декларации общее отношение к мирным и дружественным инициативам, – убеждена Марина Ларионова, директор Центра исследований международных институтов РАНХиГС, шерпа России в «Экспертной двадцатке». – Глобальный альянс по борьбе с бедностью и голодом должен стать действительно глобальным институтом и провести работу, которая помогла бы справиться с этой проблемой. Россия вступила в эту инициативу с помощью мелким фермерским хозяйствам и организацией школьного питания. И это успех развивающихся стран. По вопросам климата достижения более скромные. Лула хотел обеспечить увеличение финансирования, но в этой сфере есть еще много проблем».

Также эксперт отметила, что «присоединение Африканского союза является еще одним позитивным результатом председательства Бразилии». Она способствовала консолидации работы развивающихся стран в «Группе двадцати» и развитию «двадцатки» как глобальной платформы для экономического сотрудничества.

Олег Барабанов отметил, что «сейчас председателем стала ЮАР, проходят первые встречи шерп» и попросил коллегу из ЮАР прокомментировать планы его страны на председательство в G20.

«С 1 декабря ЮАР стала председателем G20. Страна стала преемником Бразилии. Мы обеспечим преемственность и последовательность наших подходов, – уверен Микатекисо Кубайи, старший научный сотрудник Института глобального диалога (IGD) при UNISA (ЮАР). – Мы хотим продолжить борьбу за продовольственную безопасность, за реформирование международных организаций, за развитие транспортных путей, за внедрение цифровой инфраструктуры в Африке».

Одновременно эксперт из ЮАР отметил, что «сейчас происходит много геополитических конфликтов, что говорит о фрагментации мира – он становится более разрозненным». Виктория Панова считает, что G20, как и БРИКС, очень зависят от страны-председательницы: «Она вносит в повестку региональные проблемы».

«Развивающиеся экономики нуждаются в финансировании. Этому вопросу мы также хотим уделить особое внимание, – подчеркнул специфику председательства ЮАР Микатекисо Кубайи. – В Африканском Союзе есть повестка до 2035 года, есть зоны свободной торговли в Африке, инфраструктура для борьбы с изменением климата».

Но в политике ЮАР другой подход к организации саммита в ноябре будущего года: «Мы должны соответствовать уровню, и нам нужны результаты. Мы будем стараться предлагать конкретные решения. Необходимо связывать новые цели с уже поставленными: чего удалось добиться и чего не удалось».

Особо эксперт из ЮАР подчеркнул, что его страна планирует взаимодействовать с другими странами участницами в течение всего года, «чтобы перед саммитом мы уже прошли этапы обсуждения и согласования».

«Уже проведена работа по оптимизированию международных финансовых организаций и многосторонних банков развития. ЮАР собирается продолжить ее во время своего председательства, – сообщила Марина Ларионова. – Очень важно, что управление искусственным интеллектом было включено в повестку реформирования институтов глобального управления. Необходимо избегать идеологизации работы по контролю над ним».

«G20 остается очень важным институтом и площадкой, так как на ней до сих пор взаимодействуют G7, расширенный БРИКС и укрепляющиеся региональные державы. С этой точки зрения ценность G20 безусловна. Здесь хотя бы какой-то диалог идет, в отличие от ООН, ВТО и других институтов, – уверена Виктория Панова. – ЮАР сохранит преемственность для борьбы с голодом и бедностью, для борьбы с климатическими проблемами». 

Однако все достижение последних лет, когда в G20 председательствовали страны Глобального Юга могут быть потеряны. «Эти четыре года закончатся председательством США, а Трамп скептически относится к международным организациям, поддерживая лозунг “Америка прежде всего”. Это расходится с позицией предыдущих председательств стран Глобального Юга, – уверена Виктория Панова. – Важно сохранить и приумножить достигнутые результаты. Это очень важно в эпоху геополитической неопределённости».

Олег Барабанов предложил расширить состав «двадцатки» за счет гостей – именно в таком статусе там сейчас присутствует Испания: «Пока в группе паритет 10 западных стран и 10 из мирового большинства. А что если гостями привлечь ОАЭ, Египет и Иран?..»

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах