Напомним, что в ночь с 7 на 8 декабря радикалы из «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ, террористическая организация, запрещена на территории РФ) заявили о захвате городов Ябруд и Эн-Набк на участке трассы Хомс — Дамаск и о выходе к границе с Ливаном. Сообщается также о занятии боевиками аэропорта Дамаска, а также здания штаба сирийского государственного телевидения.
Вооруженные террористы, по данным ряда источников, выпустили на свободу всех заключенных одной из крупнейших тюрем Дамаска — «Сейдная». О местонахождении президента Сирии Башара Асада поступает противоречивая информация. В свою очередь, Сирийское национальное переходное правительство опубликовало свое первое заявление, в котором заявило о падении правительства Асада.
Премьер-министр Сирии Мухаммад Гази аль-Джалали и выразил готовность сотрудничать с любым новым руководством, которое будет избрано народом.
Оценивая обстановку в Сирии, ресурс Fighterbomber отметил, что оппозиция взяла Сирию фактически без боя. «Народ Сирии не воспринимал исламистов как врагов. А воспринимал как освободителей. Судя по отсутствию паники на наших основных базах в Хмеймиме и Тартусе, элемент договорённостей присутствует. Разумеется, с Турцией. Сирия теперь принадлежит им».
Канал WarGonzo отметил, что ситуация вокруг российских военных баз в Тартусе и Латакии остается напряженной, с сообщениями о стрельбе в районе Хмеймима.
По данным канала «Рыбарь», боевые действия не затрагивают прибрежные районы Латакии и Тартуса. Параллельно, в Тартус и Латакию продолжают прибывать алавиты, шииты и христиане со всей страны, что приводит к превращению приморского региона в новый этноконфессиональный анклав.
Возникает вопрос о местонахождении 25-й дивизии спецназа под командованием Сухейля аль-Хасана. Не исключено, что дивизия была переброшена в приморский регион для охраны ключевых позиций.
По данным ресурса, российские военные объекты в остальной части Сирии были закрыты, а контингент вывели в сторону Хмеймима. Для некоторых подразделений было принято решение о возвращении в Россию, для других — нет.
Некоторые подразделения охраны на стратегически важных объектах в Центральной Сирии продолжают оставаться, однако боевики, по имеющимся данным, обходят их стороной.
Террористическая организация ХТШ уже заявила, что не потерпит присутствия иностранных военных баз в Сирии. Тем не менее, если статус так называемого Алавистана будет аналогичен статусу Заевфратья, конфликтов быть не должно.
- Договор аренды, касающийся этих баз, - говорит политолог, востоковед Елена Супонина, - был заключен с предыдущим правительством, которое сейчас утратило власть. Однако Россия сыграла ключевую роль в стабилизации обстановки в Сирии за последние годы, и многие оппозиционеры, а также соседи Сирии это понимают.
Будущее российских баз будет решаться в ходе переговоров с новыми властями Сирии и с соседними странами, особенно с Турцией, которая имеет значительное влияние на события в регионе. Несмотря на возможные угрозы, вооруженная оппозиция не проявляет желания атаковать российские базы, так как осознает риски, связанные с таким шагом.
- Как дальше могут развиваться события?
- В истории Сирии завершился целый этап, который длился десятилетиями. Хотя оппозиционные группировки временно объединились, они представляют собой разнородные силы, и между ними могут возникать разногласия. Главное для сирийцев — избежать нового витка гражданской войны, подобного тому, что наблюдалось десять лет назад.
Читайте также: «Нож сквозь масло»: названы перспективы войны в Сирии после падения Дамаска