Израильские солдаты, базирующиеся в оккупированном городе Хеврон на Западном берегу, активизировали кампанию произвольных задержаний, избиений и жестокого обращения с палестинцами, согласно интервью Guardian с пострадавшими жителями и новому исследованию правозащитной The Guardian "Бецелем".
Три человека рассказали, что их схватили на улице, когда они занимались своими повседневными делами, под надуманными предлогами, такими как фотографии палестинских флагов, найденные в их телефонах, или обвинения в бросании камней. На них надели наручники, завязали глаза и отвезли на близлежащие военные посты, где в течение нескольких часов подвергали психическому и физическому насилию. Один 60-летний мужчина, Бадер а-Тамими, рассказал, что его ударили в туловище и отбросили к стене после того, как он попросил солдат прекратить уничтожать товары в его сувенирном магазине.
Выводы The Guardian подтверждают новый отчет "Бецелем", основанный на более чем 20 аналогичных свидетельствах, собранных в Хевроне, где в период с мая по август сосредоточено значительное количество израильской армии.
"Бецелем" утверждает, что с 7 октября 2023 года масштабы, тип и серьезность насилия, совершаемого израильскими силами против палестинцев на Западном берегу, изменились. В нескольких случаях нападавшие записывали или транслировали оскорбления в прямом эфире в видеозвонках, очевидно, не заботясь о последствиях.
В докладе рисуется то, что уважаемый исполнительный директор базирующейся в Иерусалиме группы Юлий Новак назвал “шокирующей картиной жестоких норм поведения израильских солдат”.
Один из опрошенных, 19-летний Амир Джабер, вместе со своим 50-летним отцом Арефом, были задержаны и снова избиты по дороге домой на прошлой неделе после разговора с The Guardian и немецкой общественной телекомпанией ARD. Он сказал, что заранее предупредил друзей о том, что собирается встретиться с журналистами.
После обыска их телефонов Ареф сказал, что военнослужащие Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) заявили, что фотография армейского джипа с момента последнего задержания Амира, сохраненная в соцсети, была незаконной, и отвезли пару на ближайший военный пост. Оба были избиты, как показывают фотографии, опубликованные Guardian. Ареф сказал, что солдаты сказали ему: “Ты хамасовец”, - и ругали его, повторяя вопросы о фотографии джипа и избивая его ногами, прежде чем отца и сына отпустили три часа спустя.
Армия обороны Израиля заявила, что Амира Джабера “задержали на три часа” для допроса, когда в его телефоне были обнаружены фотографии военнослужащих Армии обороны Израиля. В нем говорилось, что ему ничего не известно об обвинениях, выдвинутых его отцом, и он не стал комментировать, когда его спросили, связано ли это с тем фактом, что Амир рассказал СМИ о своем опыте в июне. Другой опрошенный, 53-летний Ясир Абу Мархия, был задержан и избит в июле после того, как дал интервью телеканалу "Аль-Джазира" о другом задержании несколькими неделями ранее.
Что касается более широких утверждений, выдвинутых задержанными, и содержащихся в отчете “Бецелем”, то ЦАХАЛ заявил, что "не может должным образом расследовать это дело или дать ответ без конкретных подробностей".
Новак сказал: “После более чем года непрекращающейся войны Израиля против палестинского народа грубое обращение с палестинскими прохожими стало желательной, даже обязательной практикой. Это не отдельные инциденты или отступление от оперативных процедур, а скорее образец системного отношения, которое само по себе является результатом дегуманизации палестинцев, проводимой израильским правительством”.
Ранее, 21 июня, около 9 часов вечера, Амир Джабер был похищен из сада своего друга. Солдаты разогнали группу из четырех человек, которые пили кофе и курили "наргиле", ударив их прикладами винтовок и заставив встать на колени. Джабера грубо обыскали, дали ему пощечину и обвинили в том, что он бросал камни, что он отрицал. Ему завязали глаза и связали руки слишком тугими стяжками, после чего отвезли на военную базу, где несколько солдат избили его - некоторые дубинками – и облили водой, прежде чем включить кондиционер на самую низкую мощность.
Джабер также рассказал, что его заставили проклинать свою мать, подносили к его губам воду и печенье и отобрали у него, прежде чем отпустить примерно в 4.30 утра на обочине дороги, где он понятия не имел, где находится.
“У меня до сих пор проблемы с ногами”, - сказал 19-летний парень. “Я не хотел идти к врачу, потому что боялся, что солдаты найдут меня там" … Теперь каждый раз, когда я вижу их на улице, я испытываю беспокойство”.
Всплеск насилия на Западном берегу произошел параллельно с войной Израиля в Газе, спровоцированной нападением ХАМАСА на Израиль в октябре прошлого года. По данным базирующегося в Рамалле министерства здравоохранения Палестины, в результате израильского обстрела погибло около 800 человек, в том числе 160 детей, а число арестов, включая административное задержание, которое позволяет содержать людей под стражей на неопределенный срок без предъявления обвинений, достигло исторического уровня.
С начала войны Израиль проводит почти ежевечерние рейды по историческим лагерям беженцев на Западном берегу и другим городским центрам, которые, по его словам, призваны предотвратить значительное увеличение числа нападений палестинцев на израильтян с территории Израиля. Насилие со стороны поселенцев также достигло рекордно высокого уровня.
Хеврон, расположенный на юге Западного берега, столкнулся с самыми тяжелыми последствиями, которые, по словам палестинцев и правозащитных организаций, направлены на то, чтобы заставить жителей покинуть город или жить в постоянном страхе перед произвольным насилием, пишет The Guardian.
В древнем городе находится мечеть Ибрахима, также известная как усыпальница патриархов, священная как для евреев, так и для мусульман. В 1990-х годах центр города был временно разделен на две части, что является уникальным явлением на Западном берегу, за исключением Восточного Иерусалима. В настоящее время соглашение де-факто является постоянным: зона H1 находится в ведении Палестинской администрации, а H2 - под израильским военным контролем.
Сегодня в районе Н2 проживает 33 000 палестинцев и около 900 израильских поселенцев, которых охраняют от 1000 до 1500 солдат ЦАХАЛа. Повседневная жизнь палестинцев в этом районе – одном из самых спорных и милитаризованных мест на территориях – уже давно была тяжелой. После нападений 7 октября введенные ЦАХАЛОМ ограничения на свободу передвижения превратились в полномасштабную карантинную политику, которая длилась неделями; год спустя комендантский час по ночам все еще действует.
Однажды майским днем Исмаил Джабер, 22-летний художник и декоратор, возвращался домой из парикмахерской, когда к нему подбежали двое солдат с направленными на него пистолетами. Его заставили стоять на улице на коленях с завязанными глазами и в наручниках в течение 90 минут, после чего избили и отвезли на военную базу, где его снова неоднократно избивали, резали ножом, поджигали зажигалкой, а солдаты приставляли пистолеты к его голове и говорили, что убьют его. Примерно через пять часов его отпустили, пишет The Guardian.
“Солдат сказал, что если он еще раз меня поймает, то придет ко мне домой, застрелит меня и изнасилует мою мать и сестру”, - сказал он. “У них нет причин меня задерживать. Единственное преступление - это то, что я палестинец”.