Укрытие от военкоматов и желание получить государственные выплаты “зовут” украинцев в Чернобыль. С 2022 года суды начали назначать выплаты в размере 10 тысяч гривен на человека для жителей Припяти и окрестных населённых пунктов, что в год составляет до 1,5 миллиарда гривен на 135 400 человек.
По словам опытных сталкеров, не раз ходивших в зону отчуждения, в этом деле всё не так просто. В ЧЗО и раньше люди жили, там немало приспособленных для туристов деревянных домов, но жить там комфортно только в летнее время. Никаких коммуникаций там нет, а сейчас и вовсе находится там крайне опасно: в любой момент “в гости” могут нагрянуть военные или бандиты. Магазинов там нет, связи тоже. К тому же, в Чернобыле есть своя “граница” и своя охрана с патрулями. В общем, занятие очень рисковое”.
По данным СМИ, рост численности населения ЧЗО также связан с прибытием туда наёмников из Польши, которые утверждают, что в зоне "всё нормально". Осенью 2023 года в зону отчуждения прибыло немало переселенцев из таких городов, как Днепропетровск, Кривой Рог или Одесса. Число новых жителей варьируется от 5 до 20 тысяч человек. У многих есть родные в Брянской области, но они не смогли переехать туда.
“На первый взгляд новость кажется экзотической, но я допускаю, что такое возможно, потому что 30-километровая зона далеко не вся заразная с точки зрения радиации, которая осела там после взрыва, – считает украинский политолог Кирилл Молчанов, – режим допуска – в 10-километровую зону, а в 30-километровую зону въезд лояльный. Там есть незагрязнённые участки, и туда давно практикуется, например, выезд на охоту. ТЦКашников там нет, но нет и магазинов и электричества, и жить придётся в изоляции. Гораздо проще сейчас скрываться от ТЦКашников в крупных городах, областных центрах, мегаполисах. Сами ТЦКашники заявляли, что в селе мужчин ловить проще: население там небольшое, и все друг у друга на виду, а в городских многоэтажках человек может месяцами не выходить из квартиры на улицу, а по квартирам ТЦК на сегодняшний день не ходят. Так что единичные случаи могут быть, но вряд ли это носит массовый характер”.