МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Крах привлекательности Европы: в Молдавии и Грузии это стало причиной конфликта

«ЕС становится политическим агентом, который навязывает свои цели, и здесь мы говорим о логике войны»

В середине осени прошли выборы президента в Молдавии и парламента в Грузии. Результаты разные, но мнение избирателей показало приоритет суверенитета страны над евроинтеграцией. Британский политолог Ричард Саква уверен, что в 90-е Европа была очень привлекательна и для молдаван, и для грузин. Но с тех пор изменилась сама Европа: ЕС захотел стать оборонительным блоком. И курс на евроинтеграцию стал курсом на конфликт с Россией.

Фото: ru.wikipedia.org

Декан факультета международных отношений МГИМО МИД России Андрей Сушенцов заметил, что результаты выборов в Молдавии и Грузии «являются продолжением тренда на поиск автономии, решения национальных задач с опорой на собственные силы». Многодесятилетний тренд на прозападное движение политических элит многих стран Восточной Европы, Кавказа использовали для решении внутренних проблем, по мнению эксперта. Это сильно ограничивало манёвр и поиск внешнеполитических решений. «Решение собственных проблем для граждан этих государств сейчас становится важнее, чем геополитическая ориентация», - считает он.

«В Молдавии недавно прошли президентские выборы совместно с референдумом о евроинтеграции, - рассказал депутат Парламента Республики Молдова Константин Старыш.- По итогам получилось, что внутри страны власть потерпела поражение. В политическом смысле ничего не изменилось, так как власть продолжает проводить тот же курс». Он считает, что перевес в 0,7% голосов за евроинтеграцию - результат фальсификации и может рассматриваться как статистическая погрешность. Оппозиция в Молдавии не согласна с результатами выборов.

«Майя Санду ни разу за четыре года не отчиталась о своём правлении. Она подсадной человек и не служит своему народу. Западным кураторам было необходимо, чтобы она победила в первом туре. Путём референдума они пытались поднять явку, чтобы Майя Санду ассоциировалась с европейским курсом Молдавии, - считает профессор кафедры международной безопасности и внешнеполитической деятельности России РАНХиГС Наталья Харитонова. - Заявления о том, что Майя Санду – нелегитимный президент, небезосновательны. Она попытается как можно скорее имплементировать результаты референдума и внесёт изменения в уголовное законодательство для борьбы с инакомыслием».

«Тренд на самостоятельность скорее общественный, чем политический, - считает Константин Старыш. - Причины фактического провала референдума имеют характер как эмоциональный, так и рациональный — процесс европейской интеграции на практике носит неевропейский характер». Это связано как с изменениями в самом ЕС, так и в практике молдавских властей говорить о правах и свободах, но на деле урезать и то, и другое. «На протяжении последних четырёх лет европейский курс Молдавии является безальтернативным. Навязывание образа России как врага вызывает протест у населения», - подчеркивает Константин Старыш.

Наталья Харитонова рассказала, что антирейтинг Санду в стране – 40%, и он только растет: «Молдавия на данном участке своего развития продолжает двигаться по пути Украины». Константин Старыш тоже уверен: «Милитаризация Европы пугает молдавское общество. Продолжение нынешнего курса правящей партии ведёт к войне».

«Победа “Грузинской мечты” была предопределена. Было очевидно, что оппозиция могла победить только в случае объединения всех оппозиционных партий, - заявил Арчил Сихарулидзе, политолог, основатель проекта Sikha Foundation (Грузия). - Последние шесть лет оппозиция не признаёт никаких выборов и никаких институтов. Но, несмотря на это, страна движется в своём направлении». А между тем, по мнению эксперта, общество устало от того, что оппозиция переносит законодательные вопросы на улицы. У оппозиции в Грузии не было политической платформы. Она должна была победить лишь потому, что её поддерживает Запад. Основными причинами провала оппозиции Арчил Сихарулидзе называет старые лица в политике, за которыми тянется шлейф уголовных дел даже в европейской юрисдикции, радикализм, который подхватывает только молодое поколение Z, и активное вмешательство Запада в суверенные дела Грузии.

«Последние два года Запад недоволен “неправильной” демократией в Грузии – подчеркивает эксперт. - Европейский и западный детерминизм не прельщает большинство. В основном эта перспектива привлекает людей поколения Z. Многие избиратели помнят 1990-е и не хотят их повторения в Грузии».

«Грузинская мечта» понимает, что у людей есть запрос на баланс, стабильность и отсутствие войны, считает Арчил Сихарулидзе: «Надежда на то, что Грузией можно управлять извне — ошибочна».

«На первый взгляд в Молдавии и Грузии ничего нового не происходит. Мы давно наблюдаем глубокий раскол внутри молдавского общества и видим, как в Грузии уже в который раз побеждает “Грузинская мечта”, - отмечает Вячеслав Сутырин, директор Центра научной дипломатии и перспективных академических инициатив МГИМО. - Но если поместить эти события в более широкий контекст, то мы заметим, что в сторону Грузии впервые прозвучали жёсткие угрозы со стороны Запада, а Грузия не поддалась на эти угрозы». Также Константин Старыш отмечал, что в Молдавии население пугали тем, что если они не проголосуют за Санду, то страну лишат безвизового въезда в ЕС.

Вячеслав Сутырин считает, что «надежды на светлое будущее в обществе больше не связаны с евроатлантической интеграцией. Евроатлантическая интеграция ассоциируется теперь с кризисами и потрясениями, которых общество хочет избежать».

«Евросоюз раньше был мирным проектом, но сейчас он является геополитической организацией. Запад меняется, и он неоднороден, - подчеркнул Ричард Саква, почётный профессор политологии Кентского университета (Великобритания). - Важный момент в понимании рассматриваемых выборов — это структурные трансформации в Евросоюзе».

«Запад не просто вмешивается во внутренние процессы в этих странах, но осуществляет микроменеджмент политического и информационного фона. Теперь эта инфраструктура не срабатывает, - уверен Вячеслав Сутырин. - Важно осознавать, что евроатлантический курс — это не курс в ЕС и НАТО, а курс на конфликт. А закон об иноагентах становится маркером суверенитета».

И даже британский политолог Ричард Саква убежден, что «ЕС становится политическим агентом, который навязывает свои цели, и здесь мы говорим о логике войны».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах