Нюрнбергский процесс, состоявшийся почти 80 лет назад, вынес приговор не только Третьему рейху и фашистским преступникам, но и идеологии нацизма в целом. Причем приговор без срока давности. Однако сегодня неонацизм и реваншизм вновь поднимают голову как на Украине, так и в Европе. В условиях, когда Запад пытается пересмотреть итоги Второй мировой войны, особенно важно освежить воспоминания о Нюрнбергском процессе. Так считают организаторы антинацистского «круглого стола».
Его заседание прошло в необычном формате, начавшись с минуты молчания по жертвам нацистского режима. После этого был показан спектакль-реконструкция Нюрнбергского процесса с синхронным переводом на четыре языка. Эта уникальная творческая работа студентов и преподавателей МГЛУ включала не только театральное исполнение, но и демонстрацию военной хроники, что усилило восприятие происходящего на сцене.
В конце спектакля организатор постановки Елена Калашникова сказала, что фашизм — это прежде всего ненависть к другим народам. Фашизм — это зло, способное превратить цивилизованную нацию в банду кровавых убийц. Суд народов приговорил нацистских преступников к высшей мере, и приговор был приведён в исполнение. Но, к сожалению, губительная идеология жива до сих пор. Только все вместе мы можем противостоять этому злу и одержать над ним полную и окончательную победу.
На заседании «круглого стола» известный российский юрист и правовед, историк и писатель Александр Звягинцев поделился информацией о том, что происходило за кулисами Нюрнбергского процесса и его тайнах. Он более 40 лет работал в прокуратуре, из которых 16 лет занимал должность заместителя Генерального прокурора РФ. При этом Звягинцев стал автором пяти книг и двенадцати фильмов, посвященных Нюрнбергскому процессу. Эта тема стала центральной в его жизни и карьере. Он подчеркнул, что, к сожалению, история не всегда служила уроком для людей, так как ее изучение оставалось на недостаточно высоком уровне.
«Нюрнбергский трибунал был обращён не столько в прошлое, сколько в будущее, – сказал он. – Мы никогда не должны забывать о миллионах людей, которые сложили головы за нашу свободу. Фашизм и национализм – это не точка зрения, это преступление, и это даже не нужно обсуждать. В нашем уголовном законодательстве чётко определено, что такие понятия являются недопустимыми. Эти теории расового превосходства, о «чистоте» нации – это фактически геноцид, и это преступление против человечности».
Александр Звягинцев показал уникальные фотографии и документы Нюрнбергского процесса, в том числе подлинник пропуска в зал суда.
Тему борьбы с современными проявлениями нацизма продолжила политолог, преподаватель Дипломатической академии МИД РФ Илона Мизова: «Фашизм изначально возник как реакция на распространение коммунизма, и в 26 странах мира одновременно проводились проекты фашизации. Муссолини получал значительную финансовую поддержку от Ватикана и создавал фашистские ячейки за границей, включая собственные газеты».
Мизова напомнила, что после войны многие активные деятели фашизма не понесли наказания. Программа «Скрепка» позволила американцам привезти немецких ученых в США, а Ватикан и Красный Крест тайно эвакуировали военных коллаборационистов. В 1980-х годах, во время перестройки, стало известно, что около 100 тыс. нацистов были вывезены в США по программе перемещенных лиц. Эти люди начали создавать этнические комитеты, которые получили влияние в Конгрессе и Сенате США. Например, один из участников венгерского нацистского движения, который был перевезен в США в 1952 году, помогал Никсону на выборах.
По ее словам, события на Украине имеют глубокие исторические корни, связанные с этими организациями. Например, в 2004 году на Майдане к власти пришел Ющенко, и украинские националисты, имея множество офисов в США, активно участвовали в политических процессах.
О нарушениях прав человека на Украине рассказал правозащитник, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества, директор Московского правозащитного центра Александр Брод.
«Мы постоянно проводим параллели между нацистским режимом и украинским режимом, – сказал он. – Я помню выставку в Музее Победы на Поклонной горе: с одной стороны были плакаты и материалы нацистской Германии, а с другой – схожие материалы из современной Украины. Они практически идентичны, даже в графическом оформлении, не говоря уже об идеологии».
По словам Александра Брода, в 2014-2015 годах в освобожденных районах Донецкой области находили массовые захоронения жертв, убитых украинскими националистами и ВСУ.
«Мирных жителей, – сказал он,– расстреливали, мучили и пытали за то, что они поддержали присоединение Крыма, за то, что подвозили питание народному ополчению Донбасса, за то, что ВСУ не понравились их высказывания и реакция на приход националистических батальонов. Когда мы беседовали с людьми, которые столкнулись с украинской оккупацией, они говорили, что преступления украинских националистов и боевиков ВСУ порой отличались какой-то звериной жестокостью».
Александр Брод также сказал, что Следственный комитет России продолжает свою работу, а правозащитники собирают свидетельства. Он уверен, что эти документы будут иметь вес на будущих процессах, и возмездие за совершенные преступления киевского режима должно быть суровым.
Военкор Евгений Линин, побывавший в зоне СВО, тоже считает, что Нюрнбергский процесс должен стать для нас уроком.
«Немецкие нацисты не раскаялись тогда, – сказал он. – А сейчас уже украинские нацисты абсолютно уверены в своих действиях. Они продолжают сопротивляться».
Евгений уточнил, что мы должны понимать, что, когда 50 стран поддерживают Украину в конфликте, недостаточно просто слов. Время решений приходит именно сейчас, и именно военные решают те проблемы, которые не смогли решить дипломаты и политики.
«Как военный журналист, я могу оценить происходящее в зоне специальной военной операции на основании своего опыта. К сожалению, мы должны признать, что просто слов зачастую недостаточно. В некоторых случаях именно сочетание слова и силы может достичь большего результата», – сказал он.
Итоги заседания подвел главный редактор газеты «Московское долголетие» Лев Черненко: «Вопрос о денацификации, который является одной из целей специальной военной операции, необходимо решать. Нюрнбергский процесс стал исходной точкой денацификации Германии. Это был сложный и многоплановый процесс, перевоспитания нации, который официально длился 47 лет и был завершен только в 1992 году. Всё это предстоит сделать и на Украине. Таким образом, цели военной операции — денацификация и демилитаризация Украины остаются неизменными. Победа будет за нами!»