Сербская оппозиция в Нови-Саде третий день блокирует вход здания местного суда, требуя немедленного освобождения задержанных за беспорядки на более ранних акциях протеста по поводу обрушения навеса железнодорожного вокзала. В результате той трагедии погибли 15 человек.
Помимо требования освобождения задержанных, оппозиция требует отставки премьер-министра Сербии Милоша Вучевича и мэра Нови-Сада Милана Джурича. К слову, организаторами акций стали молодёжные объединения «Свиче» и «Став».
Не сказать, что сербские власти ничего не делают после трагедии в Нови-Саде. Порядка 66 человек допрошены, 11 человек были арестованы и задержаны. Причём, среди тех, кого уже «взяли на карандаш» – экс-министр транспорта, строительства и инфраструктуры Горан Весич, а также исполняющая обязанности директора компании «Железные дороги Сербии» Елена Танаскович.
Эти два человека, по информации Высшей прокуратуры Сербии, подозреваются в совершении тяжкого преступления против общественной безопасности. Им грозит от 2 до 12 лет лишения свободы. При этом мы даже не будем перечислять, сколько чиновников с 1 ноября подали в отставку.
Очевидно, даже такие действия недостаточны для оппозиции или тех, кто её покрывает. Здесь следует обращать внимание на детали и не пытаться закрыть глаза на проблему – зловонный дух украинского Евромайдана никуда не делся, а перемещается по миру, осев сейчас в нескольких точках: немного в Грузии, немного и в Сербии.
Мы не просто так упомянули, что организаторами сербских протестов формально стали молодёжные объединения. Ясно, что правоохранители будут применять и применяют силу к протестующим, действия которых не ограничиваются мирным высказыванием недовольства. В ход идет все, в том числе стычки оппозиции с полицией.
Ничего не напоминает? Вспомним ставший уже мемом, но на самом деле совсем не весёлый эпизод украинского Евромайдана, когда одна украинская депутатша после разгона палаточного лагеря активистов спецподразделениями МВД Украины сказала: «Как вы посмели их трогать? Они же дети?».
«Они же дети» есть и в случае с сербскими протестами. И мы вполне можем услышать нечто подобное по отношению к сербским силовикам, которые просто выполняют свою работу по нормализации ситуации.
Мы должны помнить и никогда не забывать, что среди действительно использующихся в оппозиционных играх детей найдутся вполне себе взрослые и точно знающие цель провокаторы. Нашлись такие и в Сербии. На одном из митингов в руках нескольких человек появились флаги Евросоюза и сербского Евромайдана. Прямо так и написано было: «Евромайдан. Сербия». К слову, на более ранних акциях протеста мы даже не вспомним, чтобы такое происходило.
Правда, в отличие от Украины, сербским участникам акции протеста не понравилось присутствие таких флагоносцев, даже произошла стычка между основными участниками протеста и «евромайданутыми». Однако и здесь внимание на детали.
Одна из организаторов демонстрации в Нови-Саде с такими словами обратилась к собравшимся: «Не забывайте, почему мы здесь. Если люди, несущие флаги, не захотят уходить, я попрошу граждан отойти от них. Мы не будем с ними спорить».
А почему бы и не поспорить? А почему бы не разобраться с ними? Хотелось бы верить, что сербские власти с должной сноровкой вычислят и поместят таких провокаторов куда нужно. Украинский пример совсем не должен здесь стоять на последней строчке. В том числе эти события не должны быть безразличны России. Сербия – пожалуй, единственный союзник нашей страны в Европе. И русофильство в этой части Европы – совсем не пустое сотрясание воздуха. Сейчас важно, как минимум, говорить о протестах в Сербии, иначе мир рискует заполучить второй удавшийся Евромайдан. Даже при радикальном различии характера украинских властей 2013 года и сербских властей 2024 года.