Затяжная прелюдия
Своеобразное начало президентской гонки начинается задолго до дня Х. Прежде чем говорить и думать о решающем дне выборов, кандидаты проходят через предварительные выборы (попросту – праймериз).
Праймериз – это своего рода мини-выборы для отбора кандидатов в двух основных партиях для участия во всеобщих выборах. Обычно они проводятся на избирательных участках, как и все выборы, или иногда по почте.
Хотя избиратели и голосуют за тех кандидатов, которых они бы предпочли видеть на посту президента, именно делегаты национальных партийных съездов в конечном итоге выбирают кандидатов в президенты от каждой крупной партии. В большинстве штатов кандидаты получают делегатов, побеждая на первичных выборах и партийных собраниях.
Для выдвижения от республиканцев кандидату необходимо получить не менее 1215 делегатов. Для выдвижения от демократов это число несколько выше – 1968 делегатов.
Напомним, что национальный съезд Республиканской партии в этом году состоялся в июле, а Демократической – в августе. На этих съездах делегаты как раз и голосуют за предпочтительного кандидата.
Важно отличать праймериз от такого таинственного, но часто произносимого, слова кокус. В отличие от праймериз, на кокусах кандидатам необходимо присутствовать лично. Праймериз проводятся государством, тогда как кокусы организуются самими партиями.
Собрания проводятся на уровне округов, районов и штатов, но уже не на специальных избирательных участках, а в общественных местах. Для этой цели выбирают обычно школы, церкви, общественные центры.
Представители предвыборной кампании выступают с речами от имени своих кандидатов, участники собраний голосуют за претендента на месте. Подсчёт голосов занимает всего несколько часов.
Праймериз и собрания могут быть открытыми, когда в них может принять участие любой желающий, или закрытыми, когда голосовать могут только зарегистрированные члены партии.
Важен в этой подготовительной работе перед решающим днём президентских выборов и так называемый супервторник. Это один из самых масштабных дней голосования. В этот день большинство штатов США выбирают своих кандидатов на пост президента.
В этом году участвовали в супервторнике пятнадцать штатов, а также территория США Американское Самоа.
Кто голосует и какие схемы подавления работают
Чтобы иметь право голоса в США, потенциальный избиратель должен соответствовать нескольким критериям: он должен быть гражданином страны, не моложе 18 лет и зарегистрированным для голосования в штате, в котором он проживает.
В некоторых штатах могут также быть выставлены дополнительные требования, такие как требование предоставления действительного удостоверения личности или подтверждения места жительства.
Чтобы зарегистрироваться для голосования, люди могут заполнить форму регистрации избирателя онлайн или лично в местном избирательном офисе или других определенных для этой цели местах. Некоторые штаты также разрешают регистрацию избирателей в тот же день на избирательных участках в день выборов.
В США существует несколько способов голосования, включая личное голосование на избирательных участках, досрочное голосование в определённых местах и голосование по почте с помощью открепительного удостоверения. Некоторые штаты также разрешают голосование онлайн или голосование по факсу или электронной почте для военных и избирателей, находящихся за рубежом.
Существуют также определённые тактики, которые обобщённо называют тактиками «подавления избирателей», что уже не звучит справедливо. И так оно на самом деле и есть.
Подобная практика не позволяет имеющим на это право избирателям голосовать или подсчитывать свои голоса. Подавление избирателей может принимать различные формы, включая джерримендеринг, уже упоминавшиеся ранее законы об удостоверении личности избирателей и чистки списков избирателей.
Поясним. Джерримендеринг – это практика перекройки границ избирательных округов в пользу одной политической партии по сравнению с другой. Это может ослабить избирательные права определённых сообществ и сократить их представительство в правительстве.
Термину уже не один десяток лет. Он был впервые использован ещё в 1812 году после того, как предприимчивый губернатор Джерри Элбридж подписал законопроект, который перекраивал границы избирательных округов в пользу Демпартии. Что называется, не можешь предотвратить хаос, возглавь его.
Здорово и остроумно на этом в тот момент сыграли язвительные газетные карикатуристы, которые изобразили один из новых избирательных округов как странное животное с когтями, крыльями и головой дракона.
Зная этот исторический факт, становится ясно, откуда появилось такое труднопроизносимое слово джерримендеринг – из соединения имени придумщика хитрой схемы с окончанием слова «саламандра».
К слову, тактик такой мошеннической схемы существует несколько, но углубляться в них не будем, поскольку объяснения могут лишь запутать и без того непростую систему. Важно лишь понимать, что такое существует наравне и с другими тактиками.
Закон об удостоверении личности избирателя – это ещё одна тактика, которую в США относят к «тактике подавления». Хотя на практике ничего страшного в этой системе нет. Так, голосующий, согласно этому закону, обязан предъявить удостоверение личности на избирательном участке перед тем, как проголосовать. В чём проблема, спросите вы? Вполне оправданное требование. Но это Америка, а поэтому просто не будет.
Сторонники закона об удостоверении личности избирателя утверждают, что они необходимы для предотвращения мошенничества с избирателями. Однако противники настаивают, что эти требования являются формой подавления избирателей, которая непропорционально затрагивает маргинализированные сообщества.
Критики законов об удостоверениях личности избирателей утверждают, что они могут усложнить участие в выборах для избирателей с низким доходом и представителей меньшинств, поскольку у них может не оказаться необходимого удостоверения личности или они могут столкнуться с дополнительными препятствиями при его получении. Они также утверждают, что нет свидетельств о широко распространенном мошенничестве с избирателями, которые оправдывали бы необходимость строгих требований к удостоверениям личности.
Однако же это кажется не столь уж критичным, если помнить о существовании описанного нами джерримендеринга, а также требующей отдельного описания системы Коллегии выборщиков.
Странная система Коллегии выборщиков
В Соединённых Штатах кандидат становится президентом не путём получения большинства голосов избирателей страны, а через систему, называемую Коллегией выборщиков, которая распределяет голоса выборщиков по 50 штатам и округу Колумбия в значительной степени на основе численности их населения.
В целом по стране насчитывается порядка 538 голосов выборщиков, то есть для победы кандидату необходимо набрать 270 голосов. Выборщики, как правило, являются сторонниками партии, которые обязуются поддерживать кандидата, который наберёт наибольшее количество голосов в своём штате. Каждый выборщик представляет один голос в Коллегии выборщиков.
Система взята не с потолка, а предусмотрена Конституцией США. Она в своё время стала компромиссом между основателями страны, которые спорили о том, должен ли президент избираться Конгрессом или путём всенародного голосования.
Количество выборщиков в разных штатах неравномерное. Каждый штат имеет столько выборщиков, сколько у него представителей и сенаторов в Конгрессе. В каждом штате есть два сенатора, но распределение мест в Палате представителей различается в зависимости от численности населения.
Например, в Калифорнии аж 54 выборщика. Оно и ясно. Это самый густонаселённый штат. А вот шесть наименее населённых штатов и округ Колумбия имеют всего три голоса выборщиков – минимальное количество.
И здесь начинается самое запутанное. Один голос выборщика в Вайоминге, наименее населённом американском штате, представляет около 192 тысяч человек, в то время как один голос в Техасе, одном из самых недопредставленных штатов, представляет около 730 тысяч человек.
В большинстве штатов применяется подход «победитель получает всё». Кандидат, набравший наибольшее количество голосов в этом штате, получает все голоса выборщиков.
Победа в штате с большим отрывом – это то же самое, что и победа с разницей в один голос, поэтому кампании, как правило, сосредотачиваются на штатах, где небольшой сдвиг может обеспечить все голоса выборщиков. На текущих выборах колеблющиеся штаты включают Аризону, Джорджию, Мичиган, Северную Каролину, Неваду, Пенсильванию и Висконсин.
Поразительно, но кандидат может победить на выборах, несмотря на потерю голосов народа. Так было в 2000-м году с Джорджом Бушем-младшим, а также в 2016 году с Дональдом Трампом. Трижды такое происходило в 1800 годах.
Как раз на это указывают критики такой системы, уверяя, что недостатков в ней больше, чем достоинств. И Конгресс даже пытался исправить выявленные недостатки после президентской кампании 2020 года. В 2022 году Конгресс принял Закон о реформе подсчёта голосов избирателей, в котором разъясняется, что губернатор каждого штата или другое должностное лицо, выбранное штатом, будет подтверждать результаты выборов до их представления Конгрессу.
Новый закон также направлен на предотвращение повторения тупиковой ситуации на выборах 1876 года, когда три штата представили «конкурирующие списки выборщиков» – один список, утверждённый законодателями штата, и конкурирующий список, утверждённый должностным лицом штата.
Закон также устанавливает обязательный срок подтверждения результатов, предоставляя штатам 36 дней после выборов 2024 года для завершения пересчёта голосов и судебных разбирательств.
Кстати, упразднение коллегии выборщиков потребует внесения поправок в конституцию. Вряд ли это будет происходить сейчас, а поэтому Коллегия наверняка продолжит существовать как часть избирательной системы США.
Сторонники же такой схемы утверждают, что она вынуждает кандидатов искать голоса в ряде штатов, а не просто накапливать поддержку в крупных городских районах.
Выборщики встречаются для голосования уже после 5 ноября, а именно – 17 декабря. Они официально голосуют и отправляют результаты в Конгресс. Кандидат, набравший 270 или более голосов выборщиков, становится президентом. Официально подсчёт голосов производится Конгрессом 6 января, а президент принимает присягу 20 января.
Если кандидаты сыграют вничью
Судя по многочисленным опросам, ничью исключать нельзя. Но здесь надо учитывать множество оговорок. Так, отмечает CNN, если Харрис выиграет в Висконсине, Мичигане, Аризоне и Неваде, а также один голос выборщика в Небраске, но проиграет в Пенсильвании и Джорджии, то счёт будет равным 269-269.
Если голоса равны или, например, независимый кандидат выигрывают голоса выборщиков и не даёт кандидату набрать большинство в Коллегии выборщиков в 270 голосов, то следующим шагом будут «условные выборы».
Согласно 12-й поправке Конституции США, если ни один из кандидатов не наберёт большинства голосов Коллегии выборщиков, новый Конгресс, который должен был быть приведён к присяге 3 января, выбирает президента. Сенат же выбирает вице-президента.
Если будет ничья, то условные выборы состоятся 6 января, сразу после того, как члены Конгресса соберутся для подсчёта голосов выборщиков и определят, что ни один из кандидатов не имеет большинства.
Признаётся, что в такой ситуации страна будет явно разделена. Законодатели могут разрываться между поддержкой своего предпочтительного кандидата и того, кого предпочитают избиратели их штата.
Члены Палаты представителей могут выбирать президента только из трёх лучших кандидатов в Коллегии выборщиков, а сенаторы могут выбирать вице-президента из двух лучших кандидатов.
Если государственные делегации в Палате представителей не выберут президента ко Дню инаугурации (20 января), новый вице-президент, выбранный Сенатом, станет временным президентом.
Если Сенат не выберет вице-президента до 20 января, временно вступает в силу план преемственности президента. Первым в очереди после вице-президента стоит спикер Палаты представителей, в настоящее время это Майк Джонсон, хотя это может быть и другой республиканец или демократ, если демократы получат большинство в Палате представителей в ноябре этого года.
Условные выборы в истории США проводились в 1824 году. Тогда несколько кандидатов получили голоса в коллегии выборщиков, но ни один из них не получил большинства, что привело к условным выборам.