Ядерные объекты, военные базы и нефтяные терминалы находятся под прицелом Израиля. Многочисленные аналитики пытаются спрогнозировать: как израильские военные нанесут ответные удары по важнейшей инфраструктуре Исламской Республики на фоне опасений, что к апрелю у Ирана может появиться десять ядерных боеголовок.
В результате ракетного удара Ирана по Израилю во вторник, 1 октября, вечером на территорию еврейского государства обрушилось около 180 высокоскоростных снарядов. Системам противовоздушной обороны Израиля - при поддержке военно-морских сил США, судя по всему, удалось перехватить большинство ракет. Но, пишет Daily Mail, воздушная атака, беспрецедентная по масштабам, ознаменовала значительную эскалацию продолжающегося конфликта Израиля с так называемой "Осью сопротивления", возглавляемой Тегераном.
Теперь, когда ракеты пересекают континенты, американский эксперт по обороне и бывший капитан эсминца Джин Моран утверждает: "Это уже не просто перестрелка или словесная перепалка - Израиль и Иран находятся в прямом конфликте".
Международные наблюдатели затаили дыхание в ожидании реакции Израиля, от масштаба которой может зависеть, не ввергнется ли Ближний Восток в полномасштабную войну, пишет Daily Mail. Похоже, вопрос не в том, решит ли Израиль ответить, а когда это произойдет. Тем более, что премьер-министр Биньямин Нетаньяху и другие высокопоставленные чиновники клянутся отомстить Ирану за удар.
С помощью нескольких военных экспертов и региональных аналитиков MailOnline рассматривает некоторые цели, которые Тель-Авив, возможно, попытается уничтожить, и оценивает потенциально разрушительные последствия, которые могут возникнуть в каждом случае.
Низкий риск: Обычные цели и кибератаки
Большинство аналитиков пришли к выводу, что Израиль должен принять ответные меры против Ирана после запуска баллистических ракет 1 октября, пишет Daily Mail.
Мэтью Сэвилл, директор по военным наукам аналитического центра RUSI, сказал MailOnline: "Израиль не может быть в состоянии мириться с прямыми ударами баллистических ракет по своей территории, особенно если эти удары станут более масштабными и начнут оказывать давление на систему противоракетной обороны".
Но эксперты также предупредили, что Тель-Авив должен учитывать последствия своего ответа, учитывая, что особенно сильный удар только усилит напряженность и ускорит перспективу полномасштабной войны. Учитывая это, удар по иранским обычным военным объектам рассматривается Израилем как самый безопасный способ эффективного возмездия. К ним относятся радары и объекты противовоздушной обороны, пусковые установки ракет, базы Корпуса стражей Исламской революции и другая инфраструктура, которая используется для проведения традиционных военных операций.
Другими целями, подпадающими под эту категорию, могут быть военные склады, производственные мощности и объекты производственного назначения, такие как объекты, участвующие в разработке арсенала баллистических ракет Ирана.
Нанесение ударов по этим объектам преследует двойную цель - лишить Иран возможности наносить дальнейшие удары по Израилю и подчеркнуть готовность Тель-Авива вступить в вооруженный конфликт, чтобы защитить себя.
Сэвилл считает, что такой шаг "подчеркнет военное превосходство Израиля над Ираном и увеличит разрыв", но при этом, что крайне важно, не приведет к эскалации конфликта до уровня, который потребовал бы еще более жесткого ответа со стороны Тегерана.
Между тем, кампания кибератак или тайных диверсионных операций, которые могут включать в себя атаку, подобную той, в результате которой были взорваны тысячи коммуникационных устройств "Хезболлы", остается возможным вариантом.
Но Сэвилл отмечает, что этот ответ "может не соответствовать пороговому значению, позволяющему считать его достаточно "сильным" в качестве ответа на массированную атаку баллистическими ракетами".
Средний риск: Нефтегазовые объекты
Сразу после ракетных ударов Ирана по территории Израиля во вторник появились сообщения о том, что израильские официальные лица обдумывают перспективу нанесения ответного удара по нефтегазовой инфраструктуре Тегерана.
Иран является третьим по величине производителем сырой нефти в группе нефтедобывающих стран ОПЕК и сильно зависит от экспорта сырой нефти и газа, чтобы поддержать свою экономику, страдающую от многолетних санкций, пишет Daily Mail.
В настоящее время Исламская Республика добывает более трех миллионов баррелей в день, что является пятилетним максимумом, и в период с января по май этого года экспортировала около 1,56 миллиона баррелей в день, главным образом в Китай.
Совместное нападение на один или несколько жизненно важных нефтеперерабатывающих заводов и терминалов может иметь серьезные последствия для Тегерана - и такая тактика уже доказала свою эффективность.
Во время ирано-иракской войны 1980-1988 годов военные Саддама Хусейна безжалостно атаковали иранские нефтяные танкеры и нефтеперерабатывающие заводы, пытаясь перекрыть основной источник доходов режима Исламской Республики, нанеся серьезный ущерб национальной экономике.
Израиль, вероятно, рассматривает три основные цели, главной из которых является остров Харг, пишет Daily Mail. Этот небольшой участок суши, расположенный примерно в 25 километрах от южного побережья Ирана в северной части Персидского залива, по сути, был превращен в крупный нефтяной объект - нефтяной терминал Харг, на который, как утверждается, приходится около 90% мирового экспорта иранской нефти.
Другие активы включают иранский нефтеперерабатывающий завод в Абадане - один из важнейших внутренних источников добычи иранской нефти - и нефтяные терминалы в Хормозгане.
Ранее на этой неделе американский сенатор Линдси Грэм заявил, что он выступает за нанесение ударов по нефтяным объектам Ирана, заявив, что он "настоятельно призовет администрацию Байдена скоординировать ответные действия с Израилем, начиная со способности Ирана перерабатывать нефть" после ракетного обстрела Тегераном.
Грэм сказал, что по иранским нефтеперерабатывающим заводам следует "нанести удар, и сильный удар", но его призыв может не понравиться Вашингтону.
В отличие от удара по военным объектам, атака, направленная на подрыв нефтедобычи и экспортных возможностей Ирана, может существенно подорвать мировые цены на нефть. Это также может побудить Иран, наконец, осуществить одну из своих давних угроз, предупреждает Daily Mail.
Ормузский пролив - узкий водный путь, через который проходит примерно 20% мировых поставок нефти, - является важнейшим препятствием для глобальных поставок энергоносителей. Если Израиль попытается нанести удар по нефтяной инфраструктуре Ирана, Тегеран может попытаться перекрыть пролив, перекрыв жизненно важный экспорт нефти из всех стран Персидского залива и спровоцировав глобальный кризис, который приведет к резкому росту цен на сырую нефть.
Высокий риск: ядерные объекты и высокопоставленные иранские чиновники
Несколько видных деятелей Израиля, включая бывшего премьер-министра Нафтали Беннета, уже призвали к уничтожению ядерной программы Ирана – этот путь возмездия, пожалуй, наиболее опасен.
Единственная действующая атомная электростанция Ирана в Бушере, которая в настоящее время модернизируется и получает дополнительные реакторы с помощью России, представляет собой одну из возможных целей, утверждает Daily Mail.
Но Израиль, скорее всего, сосредоточит свое внимание на заводах по обогащению урана, которые считаются жизненно важными для разработки ядерного оружия.
На протяжении десятилетий Тегеран заявлял, что он развивал ядерный потенциал в энергетических и научных целях, но западные страны опасаются, что режим Хаменеи стремится создать ядерный арсенал.
На фоне ухудшения отношений Ирана с Израилем и его западными союзниками государственные СМИ Ирана недавно раструбили о том, что теперь у него достаточно обогащенного урана для создания 10 ядерных боеголовок в ближайшие месяцы, хотя подтвердить это утверждение невозможно, признает Daily Mail.
Полковник армии США в отставке Джонатан Свит и эксперт по безопасности Марк Тот заявили MailOnline, что Израиль, безусловно, может нанести ущерб развивающейся ядерной программе Тегерана, учитывая его огромные технологические преимущества и поставляемое США вооружение: "Израильская атака может привести к тому, что Армия обороны Израиля нанесет удар по ядерным объектам Ирана в попытке убить двух зайцев одним выстрелом. "Это стало бы надежным сдерживающим фактором и могло бы заметно затормозить ядерную программу Хаменеи. Израиль мог бы задействовать одно или все свои средства дальнего радиуса действия для нанесения ударов по этим целям - истребители-бомбардировщики-невидимки F-35, высокоточные баллистические ракеты глубокого поражения и/или подводные лодки, оснащенные МБР. "Однако это было бы нелегко - по всему Ирану известно о 38 объектах, включая Натанзе и Фордо, и, несомненно, о большем количестве".
Но Мэттью Сэвилл из RUSI предупредил, что такой шаг может привести к обратному эффекту, чем хотелось бы. Он утверждает, что Израиль вряд ли сумеет полностью свернуть иранскую ядерную программу и что любая попытка сделать это может побудить Тегеран ускорить сроки разработки оружия.
"Израиль в одиночку может нанести серьезный ущерб ядерным объектам Ирана, но, вероятно, он не сможет уничтожить те, что находятся глубоко под землей, без помощи США, – отмечает эксперт. – Иран увеличил объемы обогащения урана и повысил его чистоту до такой степени, что может потребоваться всего несколько недель, чтобы получить достаточное количество обогащенного урана для создания оружия. Однако нет никаких свидетельств того, что у него есть готовое оружие или система доставки”.
"Нанесение удара сейчас может убедить Иран в том, что вооружение - это его единственная оставшаяся защита", - заключил аналитик.
Президент США Байден уже уговаривал Израиль отказаться от ударов по ядерным объектам Ирана, напоминает Daily Mail. Выступая после телефонной конференции лидеров G7, Байден сказал, что США поддерживают право Израиля на самооборону от иранской агрессии, но заявили, что "ответ отрицательный", когда речь зашла о перспективе нанесения ударов по ядерной программе Ирана.
Байден сказал, что все страны "Большой семерки" - Соединенные Штаты, Канада, Великобритания, Италия, Франция, Германия и Япония - согласились с тем, что Израиль "имеет право на ответные меры, но они должны реагировать пропорционально", добавив, что США введут дополнительные санкции, направленные против проблемной экономики Ирана.
Другим разрушительным, но рискованным подходом может стать нанесение ударов по ключевым фигурам на иранской земле, от старших командиров КСИР и политиков до президента Масуда Пезешкиана и даже самого аятоллы Хаменеи. Нетаньяху, похоже, всерьез рассматривал такой вариант, отмечает Daily Mail. После иранских ракетных ударов во вторник он сказал: "Тегеран не понимает нашей решимости защищаться и требовать плату от наших врагов.
"Синвар и Дейф этого не понимали, как и Насралла или Мохсен", - сказал израильский премьер, имея в виду высших руководителей Хамаса и "Хезболлы", многие из которых были убиты. "Очевидно, в Тегеране есть те, кто тоже этого не понимает. Они поймут", - заключил он с плохо скрытой угрозой.