«Что от мужика в этой жизни остается? Вот тебя завтра вперед ногами понесли, что осталось? Первое — имя, второе — дети. Все остальное вообще никому не интересно», — пустился в философские размышления господин Гурулев (фракция «ЕР»).
Вообще-то, по классике про имя там ничего не было. Было про «построить дом» и «посадить дерево». Ну да ладно, с нынешними ценами на недвижимость и стройматериалы, да и ситуацией с посевными материалов тоже, замена всего этого на имя вполне в духе времени.
В общем, предложил генерал-депутат Гурулев вернуться к советской практике налога на бездетность.
Любопытно, что парламентарий не просто вбросил яркую инициативу в инфопространство, как могло показаться на первый взгляд. Не хайпанул, в общем. Он выдал в эфир конкретное предложение по маршрутизации окрашенных (это важно, потому что нечасто встречается) денег. Финансы, полученные с бездетного населения в виде налога на эту самую бездетность, он предложил направлять на улучшение детских домов. То есть это не просто идея, пойманная где-то в воздухе. Это без пяти минут законопроект.
Гурулеву удалось поднять градус напряжения до таких цифр, что его коллеги по нижней палате просто не смогли молчать.
Глава семейного комитета Госдумы Нина Останина (КПРФ) резко прошлась по инициативе введения налога на бездетность и назвала ее попыткой запугать российскую молодежь.
«Пока мы не обеспечили социальные гарантии, преждевременно говорить об этом. Не надо пугать нашу молодежь»,- прокомментировала инициативу коллеги из комитета по обороне Нина Александровна. А заодно добавила, что Госдума нуждается во внутренней цензуре, а депутатам надо сначала думать над целесообразностью инициатив, а уж потом их озвучивать.
В общем, не налог, так цензура.
На самом деле предложение ввести налог для бездетных граждан в постсоветской России звучал неоднократно. К этой теме время от времени возвращаются, однако дальше разговоров дело не идет, поскольку инициатива всякий раз встречает жесткий отпор в стенах ГД.
Между тем, в СССР налог на бездетность просуществовал с 1941 года и вплоть до развала Союза.
Введен налог был в ноябре 1941 года Указом Президиума Верховного совета СССР «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР». Официально причины появления налога не назывались, однако были очевидны. Во-первых, за несколько месяцев до этого началась кровопролитная Великая Отечественная война, что давало все основания делать негативные демографические прогнозы. Во-вторых, перепись населения 1937 года показала, что ожидания по приросту населения не оправдываются: за 10 лет с 1926 года он составил 15 миллионов человек вместо 25 миллионов по прогнозу.
Налог на бездетность в СССР задумывался как временна мера, однако существовал до 1990 года, после чего началась его постепенная отмена. В 1993 году он прекратил свое существование полностью.
Платить налог на бездетность должны были все мужчины от 20 до 50 лет и замужние женщины от 20 до 45. Освобождались от налога монахи, военнослужащие, студенты, пенсионеры, вахтовики и граждане, не способные к зачатию по состоянию здоровья.
Налог составлял 6% от зарплаты. То есть от среднего дохода в 120 рублей условный советский инженер должен был отдавать по 7 рублей 20 копеек ежемесячно. В принципе на эти деньги одинокий гражданин мог безбедно жить неделю.
Если предположить, что такой налог вернется в российскую современную реальность, то при средней в 2024 году зарплате москвича (условно средней по официальным данным) в 116 тысяч рублей это получается 6960 рублей в месяц. Неделю на эти деньги, конечно, в столице можно прожить с большой натяжкой, но сумма все равно набегает солидная. В год это уже 83520 рублей.
Кстати, практика взимания налога с бездетных граждан существовала не только в СССР. Например, Германия ранжирует налоговые ставки для немцев в зависимости от их семейного положения и наличия детей.
Налогом на бездетность после Второй Мировой войны облагались граждане Польши. Италия в эпоху Муссолини также внедрила такой сбор. Существовал он и в Румынии при Николае Чаушеску.
Насколько эффективным оказался налог на бездетность в Советском Союзе, судить сложно. Исследований на эту тему не было. Есть статистический факт: с 1941 по 1990 годы население страны выросло со 197 до 290 миллионов человек. Однако заслуга ли это налога или же причина в том, что советские граждане не знали слова «ипотека», остается только гадать.