МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

«Война фактически началась»: оценены дальнейшие действия Израиля против Ирана

«Если мы не сделаем этого сейчас, я не думаю, что это когда-нибудь произойдет»

В первые дни после нападения ХАМАС на Израиль 7 октября усилились опасения по поводу региональной войны. Считалось, что конфликт не будет локализован в Газе – "Хезболла" нападет на Израиль с севера, хуситы - из Йемена, а иранские прокси-группировки - из Ирака. Израиль был бы вынужден ответить, он вступил бы в прямой конфликт с Ираном, и нам пришлось бы развязать более масштабную войну. Почти год спустя все это произошло.

Фото: AP

На следующий день после того, как Иран нанес свой крупнейший в истории ракетный удар по Израилю, и пока израильские войска воюют с боевиками "Хезболлы" на территории Ливана, региональная война фактически началась, констатирует CNN. Главный вопрос сейчас заключается в том, будет ли ситуация обостряться или остынет?

Лидеры Израиля находятся в сложном положении. Когда в апреле Иран впервые нанес ракетный удар в отместку за израильский удар по консульству Ирана в Дамаске, Израиль проявил сдержанность, нанеся в ответ удар только по иранской системе противовоздушной обороны.

Но атака Ирана во вторник вечером была беспрецедентной по своим масштабам. Несмотря на несколько ударов по израильским базам, ущерб был минимальным, почти все ракеты были перехвачены, и один человек – палестинец, раненный шрапнелью на оккупированном Израилем Западном берегу - погиб.

Израиль теперь стоит перед выбором, заявил CNN бывший высокопоставленный израильский военный чиновник: “Вы реагируете на намерения или на результаты?”

Правительство Ирана “абсолютно не заинтересовано в более масштабной войне”, заявила в среду пресс-секретарь правительства Фатима Мохаджерани, добавив, что страна сдержала себя после июльского убийства политического лидера ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране, “несмотря на требования” своего народа отреагировать.

Израильская кампания бомбардировок Ливана привела к массовым жертвам среди гражданского населения – более 1 миллиона человек были вынуждены покинуть свои дома, – но при этом была достигнута долгожданная цель по крайней мере временно нейтрализовать постоянную угрозу северу. Почему бы не воспользоваться моментом и не ослабить само государство-покровитель, Иран? – отмечает далее CNN.

“Устранение Насраллы является необходимым условием для достижения поставленных нами целей: безопасного возвращения жителей севера в свои дома и изменения баланса сил в регионе на долгие годы”, - заявил Нетаньяху после массированного удара по Бейруту в прошлом месяце, в результате которого был убит лидер "Хезболлы" Хасан Насралла.

Два дня спустя он обратился к самим иранцам, сказав: “Когда Иран наконец станет свободным, а этот момент наступит намного раньше, чем люди думают, все изменится”.

Его позиция также созвучна израильскому общественному мнению, признает CNN. Бывший премьер-министр Нафтали Беннетт возглавляет обвинение, настаивающее на максималистском ответе на атаку Тегерана, предлагая Израилю разбомбить ядерные объекты Ирана, которые, по мнению США и других стран, несут ответственность за оружейную программу, что Иран долгое время отрицал.

“Иногда история стучится в вашу дверь, и вы должны воспользоваться моментом, - сказал он CNN во вторник. - Если мы не сделаем этого сейчас, я не думаю, что это когда-нибудь произойдет”.

По словам Беннетта, обе стороны конфликта Ирана с Израилем – ХАМАС в Газе и “Хезболла” в Ливане – "временно парализованы". “В течение следующих нескольких минут это похоже на то, как если бы боксер вышел на ринг без оружия. Сейчас самое время атаковать, потому что Иран полностью уязвим”.

Такой ответ, конечно, таит в себе опасность неизвестности, подчеркивает Си-эн-эн. "Хезболла", безусловно, ослаблена, но никто не знает наверняка, какими возможностями она все еще располагает. Правительство США считает, что Иран может создать бомбу всего за несколько недель, если решит это сделать. Помимо ядерного варианта у Тегерана есть другие способы оказания дальнейшего давления на Израиль и его союзников. Ответные меры по эскалации могут выйти из-под чьего-либо контроля и втянуть союзников в борьбу.

Бывший высокопоставленный израильский военный чиновник объяснил, что “всегда есть разные точки зрения”. Позиция Беннета, по словам чиновника, заключается в том, что “пришло время нейтрализовать всю ось зла". Мы начали с ХАМАС, затем – "Хезболла". Настало время для Ирана, а может быть, и для Сирии”.

“Вчера вечером мне показалось, что ответ будет ошеломляющим, - сказал источник. - Сегодня утром я получил сообщения о том, что они берут время на размышление”.

Более сдержанный ответ привел бы к тому, что Израиль нанес бы удар по военному объекту, как это сделал Иран во вторник в Израиле.

“Можно было бы нанести удар по инфраструктуре, очень похожий на то, что произошло в Йемене, - сказал бывший чиновник, имея в виду израильскую кампанию бомбардировок порта Ходейда, контролируемого хуситами, в воскресенье. - Национальный экспорт нефти или что-то еще”.

Остается неизвестным, насколько далеко зайдет самый важный союзник Израиля – Соединенные Штаты – в поддержке своих ответных мер, признает Си-эн-эн.

“Мы ясно дали понять, что у этого нападения будут последствия — серьезные последствия — и мы будем работать с Израилем, чтобы это произошло, - заявил во вторник советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан. - Мне еще слишком рано говорить вам что-либо публично с точки зрения нашей оценки, наших ожиданий от израильтян или советов, которые мы могли бы им дать”.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах