В воскресенье ультраправые впервые со времен нацизма набрали большинство голосов на выборах в Австрии, поскольку Партия свободы (FPÖ) на волне общественного недовольства миграцией и дороговизной жизни опередила правоцентристскую народную партию (ÖVP).
Считающаяся в либеральных кругах «прокремлевской» и «антиисламской» партия FPÖ набрала 29,2% голосов, опередив правящую партию канцлера Карла Нехаммера, занявшую второе место с 26,5%, согласно почти полным результатам.
Оппозиционная Социал–демократическая партия получила свой худший за всю историю результат – 21%, в то время как либералы набрали около 9%. Несмотря на разрушительное наводнение в этом месяце, вызванное штормом "Борис", который выдвинул на первый план климатический кризис, "зеленые", младшие партнеры по правительственной коалиции, набрали 8,3% голосов и заняли унылое пятое место.
Коммунистическая партия и аполитичная Пивная партия вряд ли преодолевают барьер в 4%. Явка была высокой - около 78%, отмечает The Guardian.
Воспользовавшись ростом правых во многих частях Европы и взяв за образец венгра Виктора Орбана, Партия свободы (FPÖ) извлекла выгоду из опасений, связанных с миграцией, предоставлением убежища и преступностью, которые усилились после отмены в августе трех концертов Тейлор Свифт в Вене из-за предполагаемого террористического заговора исламистов. Растущая инфляция, слабый экономический рост и сохраняющееся недовольство жесткими правительственными мерами во время эпидемии Covid привели к значительному росту поддержки FPÖ со времени последних выборов в 2019 году, констатирует The Guardian.
Ведущий кандидат от партии Герберт Кикль, который в своей предвыборной кампании использовал прозвище “народный канцлер”, когда-то использовавшееся для описания Адольфа Гитлера, уроженца Австрии, заявил, что готов сформировать правительство с участием “всех без исключения” парламентских партий.
“Сегодня мы вместе написали часть истории”, - сказал он ликующим сторонникам партии в Вене. “Мы открыли дверь в новую эру”.
“Нам не нужно менять нашу позицию, потому что мы всегда говорили, что готовы возглавить правительство, мы готовы продвигать эти перемены в Австрии бок о бок с народом”, - сказал Кикль, выступая вместе с другими партийными лидерами на общественном телевидении ORF. “Другие партии должны спросить себя, как они относятся к демократии”, - добавил он, заявив, что они должны “думать о результате”.
Нехаммер назвал результат, который вызовет волну возмущения по всей Европе, “горьким”, в то время как его министр обороны Клаудия Таннер признала, что разгром правящих партий стал “тревожным звонком”.
Поскольку ей не удалось получить абсолютное большинство голосов, FPÖ будет нуждаться в партнере для управления страной. В отличие от других центристских партий, ÖVP не исключает сотрудничества с ультраправыми в следующем правительстве, как это уже дважды делалось в прошлом в рамках нарушающих табу альянсов на национальном уровне.
Нехаммер, однако, повторил в воскресенье, что сценарий, при котором Кикль, бывший министр внутренних дел, придерживавшийся жесткой линии, становится канцлером, не является стартовым, что создает потенциальную ситуацию, в которой FPÖ придется либо отказаться от Кикля, либо отойти на второй план в правительстве, чтобы заручиться поддержкой ÖVP.
“В ближайшие недели мы увидим, что важнее для избирателей FPÖ – претендовать на кресло канцлера или Герберта Кикля”, - сказал ORF политолог Питер Фильцмайер, добавив, что экзит-поллы показали, что избирателей мотивировали проблемы, а не личности.
Кикль был протеже Йорга Хайдера. Бывший лидер FPÖ и премьер-министр земли Каринтия, погибший в 2008 году в автокатастрофе за рулем, превратил партию в ультранационалистическую силу, которой она является сегодня, отмечает The Guardian.
Группы мигрантов выражают опасения за будущее Австрии, которая, по словам критиков, не смогла полностью признать свое нацистское прошлое и роль в Холокосте. Раввин Якоб Френкель из Еврейского совета Вены назвал выборы “моментом истины”.
На своем заключительном митинге в центре Вены в пятницу Кикль вызвал одобрительные возгласы толпы, выступая против антироссийских санкций ЕС, “снобов, директоров школ и всезнаек”, климатических активистов и “трансвеститов в школах и ранней сексуализации наших детей”. Он приветствовал предложенную конституционную поправку, объявляющую о существовании только двух полов. Но больше всего аплодисментов вызвал его призыв к “ремиграции”, или принудительной депортации людей, “которые считают, что они не обязаны играть по правилам” австрийского общества.
В ходе кампании Нехаммер активно стремился использовать жесткую позицию FPÖ в отношении иммиграции, которую ультраправые надеются реализовать на уровне ЕС, используя огромное влияние Австрии в Брюсселе из-за ее географического положения и сильных альянсов. Поздравления в адрес Кикля посыпались от правых популистских партий по всей Европе, включая немецкую "Альтернативу для Германии" и правящую партию Венгрии "Фидес".
“Правительство резко сократило количество ходатайств о предоставлении убежища, - заявила канцлер в четверг. - Но нам нужно больше: процедуры предоставления убежища в третьих странах, прежде чем лица, ищущие убежища, будут проходить через несколько европейских стран. И еще: полный доступ к социальному обеспечению только после пяти лет проживания в Австрии”.
Это было знаменательное возвращение для FPÖ, униженной пять лет назад после так называемого скандала на Ибице, когда тогдашний вице-канцлер Австрии и лидер партии Хайнц-Кристиан Штрахе был заснят на видео на роскошном испанском курорте, где он обсуждал потенциальную взятку от женщины, которая якобы была племянницей российского олигарха, пишет The Guardian.
Опозоренный Штрахе и парламентский лидер Йоханн Гуденус, инициировавший встречу, были вынуждены уйти в отставку, что привело к досрочным выборам, на которых победу одержала ÖVP, возглавляемая тогда канцлером-“вундеркиндом” Себастьяном Курцем. Два года спустя Курц ушел из политики на фоне расследования коррупции.
Последний президентский срок ознаменовался ошеломляющим переворотом в правительстве, коалицией "Народной свободы" с "зелеными", даже по меркам барочной политики в этой альпийской стране с населением 9 миллионов человек. За это время консерваторы потеряли 11 пунктов поддержки, при этом FPÖ лидирует в опросах с конца 2022 года и заняла первое место на выборах в Европейский парламент в июне.
Ожидается, что переговоры о создании коалиции займут несколько недель, прежде чем будет сформировано новое правительство. Независимо от исхода выборов, ÖVP, похоже, готова удержаться у власти либо в союзе с ультраправыми, либо в громоздкой, беспрецедентной трехсторонней коалиции с меньшими центристскими партиями, подобной непопулярному правительству Германии. Двусторонний альянс с социал-демократами мог бы обеспечить незначительное большинство, но аналитики считают, что такой пакт маловероятен.