МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Президент Ирана вновь заявил о стремлении прекратить противостояние с Западом: что это значит

Масуд Пезешкиан оказался в растопыренном положении

Иран готов прекратить ядерное противостояние с Западом, заявил президент Исламской Республики Масуд Пезешкиан на Генеральной ассамблее ООН во вторник, призвав к прекращению конфликта на Украине путем диалога.

Фото: Iranian Presidency/Keystone Press Agency/Global Look Press

Духовенство Ирана надеется на ослабление санкций США, которые нанесли ущерб экономике страны, отмечает по этому поводу Reuters.

"Мы готовы взаимодействовать с участниками ядерной сделки 2015 года. Если обязательства по сделке будут выполнены в полном объеме и добросовестно, может последовать диалог по другим вопросам", - сказал, выступая с ооновской трибуны, Масуд Пезешкян.

В 2018 году тогдашний американский президент Дональд Трамп отказался от ядерного соглашения 2015 года между Тегераном и шестью мировыми державами и вновь ввел жесткие санкции против Ирана. Попытки возродить сделку провалились.

Как напоминает Reuters, соглашение 2015 года, от которого тогдашний президент Дональд Трамп отказался в 2018 году, ограничило обогащение урана Ираном на уровне 3,67%, а его запасы этого материала - 202,8 кг. С тех пор Тегеран значительно превысил эти пределы.

У Великобритании, Франции и Германии, которые остаются участниками ядерной сделки, есть ощущение, что руководство Тегерана не изменит курс и что более широкое соглашение, охватывающее ядерную программу и геополитическую роль Ирана, на данный момент нереалистично.

Соединенные Штаты, их европейские союзники и Израиль обвиняют Тегеран в использовании своей ядерной программы в качестве прикрытия для усилий по созданию потенциала для производства оружия. Иран заявляет, что его ядерная программа преследует исключительно мирные цели.

Отношения Тегерана с Западом еще более ухудшились после того, как поддерживаемая Ираном группировка боевиков ХАМАС совершила нападение на юг Израиля 7 октября, а также после того, как Тегеран усилил свою поддержку России в конфликте на Украине, утверждает Reuters.

Масуд Пезешкян, имеющий репутацию относительно умеренного политика и вступивший в президентскую должность в августе, пообещав проводить прагматичную внешнюю политику, раскритиковал заклятого врага Ирана Израиль за то, что он назвал "геноцидом в Газе".

"Международному сообществу необходимо немедленно принять меры... обеспечить постоянное прекращение огня в Газе и положить конец отчаянному варварству Израиля в Ливане, прежде чем оно охватит регион и весь мир", - сказал иранский президент.

В результате израильского авиаудара по Бейруту во вторник был убит высокопоставленный командир поддерживаемой Ираном группировки боевиков "Хезболла" в Ливане, а трансграничные ракетные обстрелы с обеих сторон усилили опасения по поводу полномасштабной войны.

"Мы стремимся к миру для всех и не намерены вступать в конфликт ни с одной страной. Иран выступает против войны и подчеркивает необходимость немедленного прекращения военного конфликта в Украине", - сказал Пезешкиан.

Ранее тот же Масуд Пезешкиан, выступая перед репортерами в Нью-Йорке, куда он прибыл для участия в работе Генеральной ассамблеи ООН, отметился более экспрессивными выражениями насчет украинского конфликта. В частности, он употребил слово «агрессия», говоря о действиях России на Украине, которые, по его словам, «мы никогда не одобряли». А заодно заявил: «Мы готовы сесть за стол переговоров с европейцами и американцами».

О словах иранского нового президента в последние несколько дней было много сказано. Но вот на что стоит еще раз обратить внимание. Президент Ирана – это не глава государства в Исламской Республике. Им, как известно, является верховный руководитель аятолла Али Хаменеи. И в любом случае его слово перевешивает сказанное президентом, считающимся всего лишь главой исполнительной власти. От аятоллы Хаменеи резких высказываний в адрес действий России на Украине, насколько известно, не исходило. И не Пезешкиану определять внешнеполитический курс Тегерана.

Ни для кого не секрет, что Пезешкиан шел на выборы, провозглашая готовность к переговорам с Западом ради улучшения отношений. И посылаемые им сигналы (равно как и высказывания по украинскому конфликту) надо рассматривать в русле этих устремлений. Попросту говоря, иранский президент пытается понравиться все тому же Западу и говорить на одном с ним языке.

“Исламская Республика Иран стремится обеспечить свою собственную безопасность, а не создавать угрозу для других. Мы хотим мира для всех и не стремимся к войне или ссоре с кем бы то ни было. Мы стремимся к прочному миру и безопасности для народов Украины и России”, - заявил Пезешкиан. Его речь, отмечают наблюдатели, была необычно примирительной по тону и словам. В прошлом иранские президенты использовали глобальную платформу Генассамблеи ООН для выражения неповиновения, угрожали отомстить американским президентам и отрицали Холокост в своих речах. Вместо этого Пезешкиан протянул оливковую ветвь западным противникам Ирана, за исключением, естественно, Израиля. В какой степени его риторика будет соответствовать действиям Ирана, еще предстоит выяснить, признают внешние аналитики.

Вопрос и в том, насколько Запад (а точнее, Вашингтон) готов принять протянутую новым президентом Ирана оливковую ветвь.

Иранский президент высоко оценил ядерную сделку Тегерана с Западом как дипломатическое достижение и заявил, что его страна готова вступить в переговоры со всеми сторонами, чтобы вернуться к соглашению и отменить санкции США. Масуд Пезешкиан сказал, что, как только это препятствие будет преодолено, “в полном объеме и добросовестно может начаться диалог по другим вопросам”.

Тем не менее аналитики отмечают, что мирное послание Пезешкиана не соответствует действиям страны на местах, где мощный Корпус стражей исламской революции поддерживает и вооружает такие воинствующие группировки, как ХАМАС в секторе Газа, "Хезболла" в Ливане, хуситы в Йемене и ополченцы в Ираке и Сирии. Эти группировки совершают нападения на Израиль, военные базы США и, в случае хуситов, на корабли в Красном море.

Неудивительно, что, когда речь зашла до Израиля, Пезешкиан занял более жесткую позицию, хотя (и это новый фактор) и воздержался от прямых угроз еврейскому государству. Как и многие мировые лидеры, выступавшие на Генассамблее ООН, Пезешкян раскритиковал Израиль за то, что он назвал “зверствами в Газе”; волну недавних нападений в Ливане, в результате которых погибли сотни людей; и тайную войну с Ираном, в результате которой были убиты его ученые-ядерщики, дипломаты и “гости на нашей земле” - отсылка к убийству лидера ХАМАС Исмаила Хании в Иране.

Пезешкиан выступил в защиту поддержки Ираном “оси сопротивления” на Ближнем Востоке, которая сражается против Израиля, включая ХАМАС в Газе и "Хезболлу" в Ливане. Он назвал эти сети “народными освободительными движениями людей, которые стали жертвами преступлений и колониализма израильского режима на протяжении четырех поколений”.

“Ему действительно трудно сохранять равновесие в Нью-Йорке, потому что многие из его приоритетов являются взаимоисключающими”, - сказал о Пезешкиане Али Ваез, директор Международной кризисной группы по Ирану. - Он хочет улучшить отношения с Западом, в то время как Иран находится на противоположной стороне Запада в войне в Газе и в конфликте на Украине”.

Пезешкиан призвал международное сообщество немедленно прекратить огонь в Газе и “положить конец отчаянному варварству Израиля в Ливане, прежде чем оно охватит регион и мир”, заявив, что агрессия с тысячами жертв “не может остаться без ответа”. В апреле, после того как Израиль нанес удар по посольству Ирана в Дамаске, Сирия, Иран нанес ответный удар, запустив сотни беспилотных летательных аппаратов и ракет по Израилю. И Тегеран поклялся отомстить после того, как Израиль убил политического лидера ХАМАС Ханию, но после интенсивных дипломатических усилий военное командование заявило, что Иран примет ответные меры в любое время и в любом месте по своему выбору.

Возвращаясь же к словам Пезешкиана об украинском конфликте, надо иметь в виду, что Иран никогда не скрывал того, что действует исключительно в своих интересах, и любые его альянсы имеют скорее не стратегическое, а тактическое наполнение. И взгляды Тегерана на различные проблемы мировой политики с точкой зрения Москвы совпадали, совпадают и будут совпадать не всегда на сто процентов. Так что соответствующие заметки после высказываний Пезешкиана следует сделать, но и кричать «все пропало» явно не следует.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах