Ереван заинтересован в установлении стабильности на Южном Кавказе и готов подписать соглашение о мире с Баку в кратчайшие сроки. Об этом заявил министр иностранных дел республики Арарат Мирзоян на полях 79-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Он подчеркнул, что заключение мира должно быть основано на безусловном уважении территориальной целостности, принципах нерушимости границ, а также на инициативах по дальнейшему экономическому сотрудничеству.
Ранее азербайджанский лидер Ильхам Алиев напомнил о неизменных требованиях страны для подписания мирного договора: внесение изменений в армянскую Конституцию, роспуск Минской группы ОБСЕ по Карабаху, а также открытие Зангезурского коридора. Кроме того, он осудил военную помощь, которую Армении направляют США и Франция.
«Те, кто вооружает Армению, должны знать, что они будут нести прямую ответственность за все будущие события. Естественно, должен быть положен конец официальным территориальным претензиям против нас. В их конституцию должны быть внесены изменения, а Минская группа должна быть упразднена», - добавил глава государства.
К любому альтернативному мнению в Баку относятся враждебно. Например, в августе сторонника мира с Арменией, известного азербайджанского ученого Бахруза Самедова, арестовали по обвинению в государственной измене.
О перспективах мирного процесса «МК» рассказал доцент ГАУГН Артур Аваков:
- Переговоры не зашли в тупик. Они продвигаются, хоть и не так быстро, как рассчитывали в 2020 году или сразу после ликвидации Арцаха в 2023-м.
По словам Пашиняна, смогли согласовать 13 из 16 пунктов мирного договора. Хотя ни он, ни Алиев не поясняют, о чем именно они смогли договориться, а по каким пунктам не удается прийти к соглашению. Также мы знаем, что некоторые участки границы были согласованы.
- Возможно ли подписание договора в ближайшее время?
- Нет. Судя по всему, мирный договор в ближайшее время подписан не будет. Но и даже если бы его подписали, то сомневаюсь, что этот документ привел бы к завершению армяно-азербайджанской вражды.
Стороны конфликта не доверяют друг другу. И эти страхи настолько сильны, что мешают участникам переговорного процесса отказаться от языка вражды и ненависти.
В Баку считают, что раз уж они победили в войне, то Армения в статусе побежденного должна просто принять волю победителя. В Ереване не хотят отдаваться на милость стране, в которой половину Армении называют «западным Азербайджаном».
Есть еще и внутриполитические моменты. Например, Алиев не видит необходимости в том, чтобы перестать запугивать свое население армянской угрозой. Он даже во время своего выступления в парламенте начал говорить о том, что главная задача — это, скажем, не обеспечение социально-экономического роста республики, а укрепление вооруженных сил страны.
С другой стороны, причины подобных заявлений понятны. Алиев смотрит на соседнюю Армению, в которой власти сменили риторику на более дружелюбную. Это обернулось тем, что раз в полгода в Ереване раскрывают заговор с целью убийства или свержения Пашиняна. В аналогичной роли Алиев оказаться явно не хочет.
Сегодня не так важен сам по себе мирный договор, сколько урегулирование армяно-азербайджанского конфликта. Необходимо преодолеть атмосферу ненависти и вражды, и выйти на созидательное начало. Вот этого даже в обозримой перспективе не просматривается.