После Второй мировой стало совершенно ясно, что странам пора договариваться о жестких, незыблемых границах права. В основу международного права лег тот же принцип, что является краеугольным для права, регулирующего взаимоотношения между людьми: свобода каждого заканчивается там, где начинается свобода другого.
Но в коммунальной квартире под названием Земля было бы сложно и договориться, и обеспечить выполнение договоренностей, если бы не сложилась блоковая система. Все же исполнение любых законов должно обеспечиваться силой, и две конкурирующие силы выполняли если не роль арбитража, то, по крайней мере, противовесов на весах транснациональной Фемиды.
Сама же Фемида была воплощена в целом ряде международных организаций, начиная, разумеется, с Организации Объединенных Наций.
Как только одной силы не стало — Советский Союз распался, наиболее сильный жилец коммуналки решил не церемониться, и роль международных организаций вмиг сделалась иной. Для начала они оказались беспомощными и ненужными.
Началось, пожалуй, с Руанды. Там находился миротворческий контингент ООН — серьезная военная сила, имеющая возможность контролировать ситуацию. К тому же была возможность усилить контингент многократно. Но «белые каски» с безразличием наблюдали за происходящим. А происходил геноцид — практически поголовно был уничтожен народ тутси. Было вырезано до 20% населения страны, то есть жертвой резни стал каждый пятый гражданин Руанды.
Атака США на Сербию в 1999-м была полным беззаконием, но американцев не смутило отсутствие мандата ООН. Подобная демонстрация правовой импотенции случилась и в 2003-м, когда США без мандата ООН растоптали государственность Ирака, уничтожив миллионы мирных жителей. Международные институции, поняв, что остаются не у дел, начали торопливо искать свою нишу. Одни сориентировались быстрее в однополярном мире, другие — чуть медленнее.
Так, после сербских событий Совет безопасности ООН оставил Косово частью Сербии. Но косовское правительство вдруг заявило о независимости. СБ ООН, по старинке сохраняя приверженность международному праву, признал это решение неправомочным, незаконным. А уже понявший, откуда ветер дует, Международный суд ООН в Гааге взял да и признал независимость Косово. И это была точка невозврата.
В 2023 году заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев сказал: «Международное право не умерло, но очевиден колоссальный кризис системы международного права, которое формировалось в ХХ веке. Все, что было сделано в ХХ веке, а ХХ век — это был век бурного развития международного публичного права, сейчас поставлено под удар, поскольку жизнь изменилась, институты не работают так, как должны». Наверное, на его фоне буду выглядеть безнадежным пессимистом, но выскажу свою оценку.
Международное право рухнуло, оно было заменено «мироустройством, построенном на правилах». А правила задавал тот самый единственный громила в коммуналке. И прекрасной иллюстрацией тому служит деятельность Международного уголовного суда.
Идея создания суда, согласно которой МУС будет дополнять, но ни в коем случае не подменять национальные органы юстиции, была реализована в 1998-м. Изначально все было понятно и прозрачно — те жители коммуналки Земля, которые хотели бы получить арбитра, разбирающего их дела, договорились обращаться в МУС. Это подобие третейского суда, когда двое спорщиков выбирают того, кто их рассудит. Только МУС создан для разбора не частных тяжб, а серьезных преступлений, вызывающих озабоченность всего международного сообщества. Разумеется, его юрисдикция распространяется исключительно на тех, кто добровольно согласился на обращение к этому суду.
Римский статут, тот самый договор между государствами, который позволяет пользоваться «услугами» МУС, прямо говорит: «Государство, которое становится участником настоящего Статута, признает тем самым юрисдикцию Суда в отношении преступлений, указанных в статье 5». И уж если государство признало юрисдикцию МУС, подписав договор, то суд может рассматривать преступления, совершенные на его территории или его гражданами.
Но как только международные организации побежали под крышу США, здравая логика и идея суда распались в прах. И в 2018 году МУС начал процесс против Мьянмы, которая Римского статута не подписывала. В 2021-м суд запустил расследование по Филиппинам, давно вышедшим из договора.
Иммунитет высших должностных лиц, прямо прописанный в статуте, вдруг оказался «незамеченным» прокурорами суда в отношении президента Судана Башира. А вице-президент Демократической Республики Конго Жана-Пьер Бемба вообще был приговорен МУС к 18 годам тюремного заключения и отсидел 10 лет в следственном изоляторе. После чего… был оправдан — все обвинения оказались сняты.
А что же сам «мировой гегемон», как он относится к МУС? Во-первых, США не ратифицировали Римский статут, но это не мешает им то бурно поддерживать, то столь же бурно отвергать деятельность Международного уголовного суда. Однако на всякий случай американцы подстраховались, и в 2002-м президент США Джордж Буш подписал закон, иронично прозванный «статьями о вторжении в Гаагу». Закон разрешает применять военную силу для освобождения любого американца или гражданина союзной США страны, который окажется в руках Международного уголовного суда в Гааге.
Собственно, лучшей иллюстрации состояния международного права и быть не может — гегемон демонстрирует, что для него важны только его интересы. Правда, он готов защитить и верных рабов. Но универсальность права, равноправие — это не для Америки.
В 2019 году США ввели ограничения на выдачу виз представителям МУС, которые отвечают за расследования в отношении американских граждан, в 2020-м Трамп разрешил вводить санкции против сотрудников МУС, причастных к проведению «незаконных» расследований. Незаконность, разумеется, определяется по тому же алгоритму — все, что противоречит интересам США, — незаконно.
Джордж Сорос, критикуя внешнеполитическую доктрину США, метко определил ее суть: «Раз мы сильнее других, то, значит, и умнее их, и право всегда на нашей стороне. Белый дом признает лишь одну форму сотрудничества, при которой США принимают решения, а остальные подчиняются им».
Что же остается юристам, если право сведено к этой простейшей, циничной формуле? Какой смысл во всех международных организациях, если они стремятся к одной единственной цели — служить США и получать за это право продолжения своего существования? На какое правосудие и верховенство закона можно рассчитывать, если любой закон работает только в том случае, когда это выгодно Вашингтону? Увы, юрист в этой ситуации бессилен.
Но что делать нам, жителям коммуналки, землянам? Вижу только два выхода. Первый — покорно гнуться под волю бандитствующего гегемона. Так, кстати, и делают некоторые государства. Только благополучия им это не приносит и не может принести — цель США не облагодетельствовать лебезящих, покорных, демонстрирующих верность служак. И со своими клевретами Америка придерживается исключительно своих интересов. Европа сейчас в полной мере чувствует, как заокеанский босс грабит ее.
Второй путь неплохо описал Владимир Маяковский: «Если же в партию сгрудились малые — сдайся, враг, замри и ляг. Партия — рука миллионопалая, сжатая в один громящий кулак». Нынешняя многополярность, при том что сохраняется полюс силы, все больше превращается в однополярность. Нужно объединяться, даже поступаясь какими-то своими мелкими и сиюминутными интересами.
Как в коммунальной квартире, где бесчинствует запугавший всех дебошир, остальным жильцам нужно объединиться и противопоставить силе одиночки общую, единую силу. Это непросто, но необходимо. Если этого не сделать, Землю ждет судьба «вороньей слободки». И Россия пытается объяснить эту очевидную для меня истину соседям по планете.