19 сентября, против чайлдфри выступила спикер Совета федерации Валентина Матвиенко. По ее мнению, движение нужно законодательно запретить, потому что это «зарубежный проект, враждебный проект». Госпожа Матвиенко сообщила, что вопрос находится на рассмотрении Минюста. Вместе с этим она пообещала, что государство не будет нарушать права женщин, которые не могут или не хотят иметь детей.
В коридорах власти считают демографическую проблему одним из главных вызовов, который стоит перед Россией. Дмитрий Песков 20 сентября заявил, что в Кремле не ведется практическая проработка предложения запретить чайлдфри. «Конечно, повышение рождаемости — это один из главных приоритетов в работе всей власти и всей страны. Поэтому все, что нужно делать для повышения рождаемости, должно делаться, и все, что мешает этому, конечно, должно из нашей жизни исчезать»,— добавил пресс-секретарь президента.
Мы спросили у председателя комитета Госдумы РФ по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нины Останиной насколько у нас распространено движение чайлдфри и как законодатели планируют с ним бороться:
- Как человек государственный, я должна говорить языком цифр, поэтому сошлюсь на исследования ВЦИОМ. На ВЭФ директор ВЦИОМ Константин Абрамов сказал о том, что последователей движения чайлдфри становится все больше, среди молодых людей от 18 до 25 лет их количество увеличилось за 10 лет с 3% до 20%. Лично я не сталкивалась с людьми, которые бы пропагандировали или разделяли идеи чайлдфри. Но, как человек, не первый год живущий на этой Земле, я понимаю, что когда-то и ЛГБТ (запрещенное экстремистское движение) повестка у нас тоже была неактуальна. Люди, которые занимаются вопросами идеологической борьбы, делают это планомерно и постепенно. Как идеология ЛГБТ, так и идеология чайлдфри как субкультура имеет место быть и существует.
Но, когда мы обсуждаем вопросы демографии, исследователи порой говорят, что нам некуда не выйти за пределы определенных цифр, потому что в развитых странах с высоким уровнем жизни рождаемость падает. Люди хотят пожить для себя. И это «пожить для себя» приписывается большей части молодежи, которая является гедонистами, потребителями и живут так, как будто после нас, хоть потоп. Наверное, у части молодежи это есть. Но что-то подсказывает мне, что мы не должны опускать руки, потому что такое явление есть в других странах и никаких мер мы выработать не можем.
И мне кажется, что у нас в числе тех 20% большое количество молодых людей, которые говорят одно, а думают другое. Все-таки каждая молодая женщина мечтает быть мамой, и если ей пока не встретился молодой человек, на которого она может опереться, то, чтобы не выглядеть маргиналом в глазах подруг, она объявляет себя адептом чайлдфри. Девушки сейчас очень практичные и ответственные. Они задумываются о том, что, если я забеременею, смогу ли я сама вырастить ребенка. А у нас нет специальных мер поддержки одиноких матерей. Не могу сказать, что это приветствуется в обществе.
Нельзя говорить о том, что мы запретим идеологию чайлдфри. Потому что любую идеологию запретить нельзя. Нельзя же запретить веру? Или я, например, марксист, можно ли запретить идеологию марксизма? У нас и по конституции идеологии быть не может, но мы же не запрещаем различные виды идеологий. Поэтому мы идеологию запретить не можем, но пропаганду, призывы к осознанному отказу от деторождения мы запретить должны.
У нас есть законопроект для рассмотрения в Думе о запрете чайлдфри. Но мне казалось, что его пропаганда регулируется законом об ЛГБТ, ведь там говорится о запрете пропаганды нетрадиционных ценностей. А отказ от детей именно нетрадиционные ценности. Но авторы законопроекта о запрете чайлдфри уверяют, что движение все более и более распространяется и нужен отдельный для него закон. Но надо обсуждать отмену пропаганды чайлдфри, а не самого этого явления.