В 2008 году правительство Канады и Киргизии подписали «Соглашение о сотрудничестве в области биологической защиты и биобезопасности». Теперь киргизское общество обеспокоено тем, что канадская сторона представляет биолабораторию как военный объект, а следовательно, доступ для представителей страны может быть ограничен.
Об этом «МК» поговорил с экспертом по международным отношениям «Ой-Ордо» Байкадамом Курамаевым:
- В Кыргызстане впервые за годы независимости в парламенте страны рассматривается законопроект о биологической безопасности. К сожалению, за время независимости такого закона у нас не было, поэтому сейчас законопроект внесен в парламент и принят в первом чтении.
Он нужен прежде всего для того, чтобы Кыргызстан имел на законодательном уровне возможность обеспечить безопасность людей в случае различных эпидемий либо возникновения вирусов.
Всем известно, что COVID-19 в 2019 году внес в повестку дня практически всех стран мира проблему о биологической безопасности. И, в том числе, поэтому принятие такого законопроекта очень актуально и необходимо.
- В чем состоит сотрудничество с Канадой по этому вопросу?
– В 2006 году в Кыргызстан поступило заявление от правительства Канады, что они хотят открыть биолабораторию 3-го уровня БСЛ-3 в Кыргызстане. При этом в условиях было оговорено, что она будет носить военный характер и доступа правительства Кыргызстана к этой лаборатории не будет.
В связи с этим общественность Кыргызстана, гражданское общество выступили против, и правительство, услышав народ, отказало в открытии лаборатории. А учитывая, что Канада является членом НАТО, данная лаборатория могла бы носить закрытый характер, и Кыргызстан не знал бы о том, какие там проводятся исследования и их результаты.
- Какие есть альтернативы?
- На сегодняшний день с Российской Федерацией достигнуто соглашение о строительстве в Кыргызстане в течение ближайших двух лет биолаборатории третьего уровня. При этом она будет носить гражданский характер, к ней будет открыт доступ для правительства Кыргызстана, как и кыргызских специалистов, которые будут работать совместно с российскими учеными и специалистами.
Затем, надеюсь, лаборатория перейдет полностью на баланс Кыргызской республики и будет способствовать тому, чтобы страна самостоятельно предотвращала вирусные инфекции и эпидемии, которые могут быть либо занесены, либо развиваться на территории государства. Это укладывается в программу по национальной безопасности Кыргызской Республики.