Желающие могут самостоятельно выбрать для себя любой «добробат» на свое усмотрение. Добровольцы получают статус резервистов и заключают краткосрочные контракты с Министерством обороны РФ на несколько месяцев. В одном из таких подразделений удалось побывать корреспонденту «МК». Он стал свидетелем боевой учебы резервистов, которые служат на самых ответственных и горячих участках в зоне ответственности группировки «Юг».
«Барс-31»: лучшие среди равных
«БАРС-31» из состава Южной группировки войск — это бойцы с репутацией, много неприятностей доставили противнику. Активно взаимодействуют с другими подразделениями на таких горячих направлениях, как Соледаро-Бахмутское, Краматорско-Дружковское, сейчас ведут бои за Часов Яр.
Боевая выучка личного состава высокая. 180 «барсов-31» удостоены высоких госнаград за успешное выполнение боевых задач.
Обучать добровольцев военному делу или освежать в их памяти армейские навыки у тех, кто когда-то прошел срочную военную службу - такая задача возложена на людей опытных и заслуженных. Командир «Барса-31» Василий Анатольевич с позывным «Кизляр» - человек бывалый, имеет внушительный послужной список.
Родился в Дагестане. Собственно, отсюда и позывной, напоминающий о родном городе, одном из красивейших в республике. Проходил срочную службу в морской части погранвойск. Обучался в Саратовском высшем военном командном училище.
За время военной карьеры прошел путь от командира взвода до заместителя командира отдельной дивизии оперативного назначения имени Ф. Э. Дзержинского (ОДОН). Служил в Чеченской Республике, где командовал отдельным батальоном, а также в родном Кизляре и Краснодаре. Характер службы - охрана общественного порядка, обеспечение безопасность во время проведения крупных массовых мероприятий.
По окончании службы стал добровольцем и возглавил отряд «БАРС-31».
Мне удалось накоротке поговорить с «Кизляром» о службе его подразделения в зоне СВО.
- Командование отмечает высокий уровень боевой подготовки ваших подчиненных. Резервисты воюет наряду с регулярными воинскими частями и делают это отнюдь не хуже. В чем секрет?
- У нас большое внимание уделяется боевой учебе. Ежедневно в тыловом районе отрабатываем боевое слаживание, взаимодействие воинов и подразделений в боевой обстановке. Учимся, что называется, видеть противника, правильно оценивать свои и его огневые возможности.
Врага ни в коем случая нельзя недооценивать! Он хорошо обучен и вооружен, а потому опасен и коварен. Мы всегда должны быть на шаг впереди. Осваиваем различные виды оружия и боеприпасов. Уделяем большое значение воспитанию личного состава и военно-политической грамотности.
А вообще индивидуальный подход и контроль за службой каждого бойца никто не отменял. Ежемесячно подводим итоги и даем оценку действиям каждого добровольца. Выделяем лучших, строго спрашиваем с тех, кто в чем-то отстает. Все понимают, что спрос будет с каждого. Отсюда, наверное, и мотивация, как минимум, быть равным среди лучших.
Регулярный разбор полетов для добровольцев способствует повышению их мотивации, все их достижения фиксируются. Это воспитывает чувство ответственности и стремление добиться лучшего результата. Контроль и внимание со стороны командования положительно сказываются на моральном состоянии бойцов.
- Военно-политическая грамотность… Что имеется в виду?
- В первую очередь новобранцам рассказывают об истории создания отряда, его заслугах и ратном пути. А он, действительно, легендарный и славный. Один Бахмут-Артемовск чего стоит! Мы внимательно следим за мотивами человека, пришедшего с гражданки. Случайные люди нам не нужны. Наш доброволец должен быть патриотом. Должен быть идеологически подготовленным. В противном случае он у нас надолго не задержится. Человек бес стержня проявит малодушие в первом же бою.
Новичкам сразу же доводится вся палитра специальных задач, которые возложены на подразделение. Затем мандатная комиссия, на которой стараемся правильно и согласно специальности распределять бойцов на занимаемые должности. Каждый должен быть на своем месте, выполнять боевые задачи в рамках своей компетенции. Это залог успеха.
- Кто занимается материально-техническим обеспечением отряда?
- Отряд обеспечен всем необходимым. Это позволяет нам выполнять боевые задачи без оглядки на какие-то бытовые проблемы. Обслуживание и ремонт техники, пополнение отряда продовольствием и даже боеприпасами – все это мы делаем, как самостоятельно, так и совместно с подразделениями Минобороны России.
Наладили логистику, в том числе для оперативной эвакуации раненых. Считаю, что хорошо отработана система управления. Мы полностью укомплектованы современными средствами связи и радиоэлектронной борьбы. Достаточно хорошо защищены от многочисленных беспилотников противника. Каждая машина, действующая на передке, имеет такие средства защиты. Главная ценность для нас - это жизнь бойца. Прилагаем все силы для ее сохранения, а от бойца, в свою очередь, требуем четкого выполнения боевой задачи.
Никто, кроме
«Кадет», «Югра и «Митяй» - это позывные бойцов, которые только вернулись с боевой задачи. По их словам, в Часов Яре и под Орехово-Васильевкой было жарко, но они справились. В течение месяца находились на передке. Теперь у них будет три дня, чтобы перевести дух, привести в порядок оружие и обмундирование. Затем они отправятся на полигон, где продолжат боевую учебу. Отработают тактику ведения стрелкового боя, внесут коррективы и отточат свои навыки штурмовых действий.
- Считаю, каждый уважающий себя мужчина должен быть сегодня здесь. Не дай Бог нашим семьям, близким и родным, живущим где-то в глубинке России, увидеть то, что происходит столько лет на Донбассе, - рассуждает заместитель командира роты с позывным «Кадет». - Лучше встретить врага еще здесь, в приграничных районах и бить его в некой буферной зоне. Поэтому я здесь и выполняю свой воинский, да и просто мужской долг.
На вопрос о самых больших трудностях на передке ответил гранатометчик с позывным «Митяй»:
- Все наши передвижения противник внимательно отслеживает. Даже ночью. Если идешь на боевую задачу, то мелкими группами. А лучше выдвигаться все же днем, когда ты можешь видеть, что делается в небе, и способен реально оценить обстановку, чтобы контролировать происходящее вокруг.
Всему виной «крылья», «птички», дроны – словом, беспилотники. В прошлом году дронов было в разы меньше, в этом году противник превзошел самого себя…
- А я никак не могу привыкнуть к сырости в окопах. Вот пока никак не получается, - вступает в разговор командир взвода «Югра».
- То есть противник не так страшен, как окопная сырость?
- Именно! А что противник? Да, вообще, твоя судьба от тебя не зависит на самом деле… Что там и когда в тебя прилетит - неизвестно. На это ты повлиять никак не можешь. Это судьба. Поэтому со временем, ты принимаешь происходящее, как должен. Вот и все. Здесь становишься стопроцентным фаталистом. Факт!
Командир взвода «Югра» родом из Ханты-Мансийского автономного округа. Ему под пятьдесят. На гражданке трудился в нефтегазовой отрасли. Никаких финансовых проблем не имел. А тут события на Донбассе. И срочная служба в Воздушно-десантных войсках еще в середине 90-х напомнила о себе девизом: «Никто, кроме нас!», позвав в дорогу.
В зоне СВО он делает то, чему его хорошо научили в «крылатой пехоте» – защищает Родину с оружием в руках, а не с джойстиком от компьютера, сражаясь с противником на просторах виртуальной реальности.
Все парни – добровольцы. Им от 25 до 50 лет. Они совершенно разного социального статуса, семейного положения, образования… Все разные. Но здесь, на фронте, они стали частью единого, сплоченного коллектива, членами большой дружной воинской семьи, имя которой «БАРС-31».
Это и есть тот самый настоящий боевой армейский резерв нашей страны. Эти парни и есть та самая новая элита защитников, которым суждено своими руками писать современную историю государства, в котором они родились и состоялись как мужчины!