Первичную оценку характера повреждений и шансов на восстановление каждый образец техники получает еще на линии боевого соприкосновения. После разведки на предмет минирования поврежденной техники происходит ее эвакуация при помощи эвакуационных машин БРЭМ-1 и БРЭМ-2. Первая создана на базе шасси основного танка Т-72, вторая, бронированная ремонтно-эвакуационная машина, разработана на основе БМП-1.
Обе машины еще советской разработки и до сих пор прекрасно справляются со своими задачами, доставляя аварийную технику даже под огнем противника в тыловые ремонтные зоны. Самой последней и мощной модификацией считается БРЭМ-1М на базе танка Т-90, она также уже вполне успешно эксплуатируется в войсках.
Следующий этап: реанимация поврежденной бронетехники. Она происходит прямо в поле. Парни, хоть и по локоть в моторном масле, о технологической «стерильности» не забывают: ответственные технические операции выполняются в практически стерильных условиях, под навесом огромного тенто-мобильного укрытия для военной техники. Он способен «приютить» сразу несколько единиц бронетехники одновременно.
«Проклятье немецких куниц»
- Обычно в первую очередь беремся за танки. Стараемся как можно быстрее вернуть их в строй. А вообще, штопаем и быстро латаем любую технику. После нашей работы иногда она выглядит как новая, только вышедшая с завода! - уверенно говорит военнослужащий 24-го отдельного ремонтно-эвакуационного полка бронетанковой техники ЦВО Дмитрий с позывным «Механик».
Правда, в этот день ему предстояло доводить до ума отнюдь не российскую бронетехнику. Под навес гигантского шатра цвета хаки заехал украинский трофей немецкого производства. Боевую машину пехоты «Мардер» к тому моменту уже оживили, и она стала передвигаться своим ходом. Осталось лишь устранить технические мелочи.
Крупная по размерам, тяжеловесная «Куница» (это перевод с немецкого Marder) сначала застряла в болотистой местности во время боев на авдеевском направлении. Затем машина была атакована нашими дронами. Экипаж бежал. В итоге силами нашей эвакуационной бригады БМП с белыми крестами на броне доставили в ремонтно-восстановительное подразделение. Диагноз: огневое поражение башенного вооружения (пушка и спаренный пулемет), а также гидравлический удар. Двигатель вышел из строя, хлебнув приличное количество воды. Западная техника по-прежнему никак не может преодолеть местные вязкие, но, к слову, не такие уж и глубокие болота, становясь легкой добычей для наших воинов, в данном случае операторов беспилотников.
«Механик» рассказал, что специалисты ремонтно-восстановительного полка отремонтировали двигатель, промыли топливную систему, устранили неполадки в электропроводке, а также заменили несколько опорных катков. Можно было бы замазать кресты и отправить «Куницу» вновь воевать на передовую, но уже под нашим флагом. Но в этом нет необходимости: враг отлично уничтожается из отечественного оружия.
- В целом каких-то сложностей в работе с немецкими узлами и агрегатами нет. Все нам понятно. Ремонтируем все достаточно легко и непринужденно, благо есть запасные части от таких же машин, которые приходили к нам ранее, - заключает «Механик».
Восстановлению не подлежит!
Пока я общался с нашими находчивыми технарями, на горизонте появился тягач… с очередным «Мардером» на платформе трала. Не может быть! Вот это улов! И снова здравствуйте: опять та самая «Куница»! Наши военнослужащие с интересом ринулись к трофейной машине, оценивая ее повреждения и перспективы восстановления. Однако налицо история смертельного ранения пациента. После детального осмотра и проведения общей дефектовки вынесен окончательный вердикт: этот «Мардер» восстановлению не подлежит.
- Три прилета в моторно-трансмиссионное отделение. Двигатель пробит в трех местах. Такое не лечится, – заявляет замкомандира роты ремонтно-восстановительного батальона бронетанковой техники Центрального военного округа лейтенант Виктор Бухтояров. - Изначально, как хорошо видно, был подрыв на мине с отлетом опорных катков и гусеничной ленты. Произошло сильное возгорание в десантном отделении. Потом наши ребята добили его дронами.
Нам теперь в ремонте пригодятся лишь торсионы, балансиры, опорные катки, ну и ведущие колеса. Нелишними будут и так называемые ящики ЗИПа (запчасти и принадлежности) с бортов, которые мы подварим и покрасим. В общем, что-то еще послужит нам верой и правдой. В хозяйстве все пригодится. А вообще, хорошо бы его отправить на выставку «достижений и точных попаданий наших бойцов» для, так сказать, наглядного подтверждения, что немецкая техника хорошо горит на нашей земле.
На мой вопрос о характере повреждений российской, а также вражеской техники лейтенант Виктор Бухтояров отметил, что он примерно одинаков. Башни боевых машин и моторно-трансмиссионные отсеки любой бронетанковой техники крайне уязвимы. Именно они - основная цель всех, кто пытается вывести из строя боевую технику.
Соответственно, и дополнительная защита на бронетехнике устанавливается примерно схожая. «Мангалы», безусловно, очень хорошо помогают в деле повышения живучести как экипажа, так и танка в целом от ударов дронов-камикадзе. Сейчас подобная защита уже на заводе устанавливается не только на танки, но и на бронетранспортеры и боевые машины пехоты. Раньше же наши бойцы очень часто, впрочем, как и боевики ВСУ, самостоятельно и кустарно изготавливали такую защиту для своих боевых машин.
Обычно в ход шла транспортерная лента, снятая с местных разрушенных зерновых элеваторов. Она разрезалась болгаркой до необходимой ширины и устанавливалась на технику, прикрывая борта и уязвимые места той или иной боевой машины. Это нередко помогало уберечь технику от боеприпасов с зарядом кумулятивного действия, коими вооружены, в том числе, и некоторые виды беспилотников.
В роте лейтенанта Бухтоярова, выпускника Уральского государственного горного университета, три взвода: первый ремонтирует танки и другие машины на их базе; второй взвод отвечает за восстановление бронетранспортеров и БМП; третий - взвод специальных работ, его личный состав занимается промывкой фильтров, заправкой воздушных баллонов, сварочными и рихтовочными работами, а также покраской военной техники.
Неоценимую помощь в работе нашим военнослужащим оказывает и гражданский персонал одной из оборонных корпораций. Именно они обслуживают передвижные мастерские технического обслуживания (МТО-УБ1) на безе автомобиля «Урал-4320».
Такие мобильные танкосервисы на колесах предназначены для оказания помощи экипажам и водителям при выполнении трудоемких работ технического обслуживания и текущего ремонта вооружения и военной техники в полевых условиях. Кроме того, здесь же, в подразделении, мной были замечены внешне схожие автомобили, но с другой аббревиатурой: МРС-БТ - мастерские ремонтно-слесарные. Они предназначены для проведения демонтажно-монтажных, электросварочных, слесарно-механических и регулировочных работ и для подзарядки аккумуляторных батарей также в открытом поле.
Бронетехника НАТО: соблюдаем очередь!
За весь день работы на полевых просторах ремзоны ремонтно-эвакуационного полка ЦВО, отечественной аварийной техники я так и не увидел! Хочется верить, что так будет и впредь! Что касается «иномарок», которые хорошо запомнились лейтенанту Виктору Бухтоярову, то на рихтовку и ремонт, естественно, на наших тралах, уже приезжали практически все образцы западной бронетехники, которые в разное время поставлялись на Украину. Это и FV103 «Spartan» - гусеничные бронетранспортёры британской армии и американские М113, боевые машины пехоты М2 «Брэдли»; танки «Абрамс» и немецкие «Леопарды».
По воспоминаниям наших военных мастеров, от «Абрамсов», например, мало что оставалось, так как в результате детонации боекомплекта танк просто разлетается в клочья. Тем не менее для выставок и музеев уничтоженной западной бронетехники они готовы потрудиться, сварив элементы из остатков конструкций. В общем, наши мастера трудолюбивы и безотказны. Они с нетерпением ждут новых поступлений!