Мишель Барнье, с одной стороны, фигура консенсусная. С другой стороны, избрание Макроном именно этого кандидата на пост премьера вызвало бурный протест в первую очередь победивших на внеочередных парламентских выборах крайне левых. Хотя и правые пообещали не свергать Барнье, если тот выполнит ряд условий.
Но Барнье-то фактически уже выбирать не приходится. С чисто технической точки зрения он обязан сформировать новое правительство, несмотря ни на чьи претензии. Этим он и занимается.
Опытный политик и бывший переговорщик по Brexit от ЕС ведёт переговоры с потенциальными министрами, обещая сформировать обновлённую администрацию уже на этой неделе, «выслушав всех».
Однако близкие к Барнье источники утверждают: учитывая угрозы со стороны крайне правых и крайне левых, объявить вотум недоверия любой министерской команде, которая не получит их одобрения, он вряд ли назначит имена на должности до конца следующих выходных.
Представитель правоцентристской Республиканской партии, к которой принадлежит Барнье, Венсан Жанбрен убеждён, что премьер-министру «предстоит решить сложное уравнение». Жанбрен также не ожидает скорого объявления имён в новом правительстве.
Барнье взял на себя весьма амбициозную задачу: он пообещал искать министров из числа представителей всего политического спектра Пятой республики. Проблема в том, что левые кандидаты это делать не спешат. В то же время крайне правое «Национальное объединение» рассматривается как закулисный арбитр.
Решение Макрона в июне о проведении внеочередных выборов оставило в Национальной ассамблее три примерно равных политических блока, ни один из которых не имеет абсолютного большинства.
Левый «Новый народный фронт» получил большинство мест. За ним следует центристский альянс, включающий партию Макрона «Возрождение» и правоцентристскую Республиканскую партию.
Но самой мощной силой в итоге оказалось «Национальное объединение». Эта партия теперь в состоянии как создать, так и разрушить любое правительство.
Политолог из Института политических исследований в Ренне Кристиан Ле Бар отметил, что Барнье «застрял», особенно учитывая, что его партия получила лишь 47 из 577 мест в Национальном собрании.
«Если он переназначит значительное число центристских министров, люди справедливо будут жаловаться, что исполнительная власть не услышала послания. А если он слишком сильно качнется в сторону республиканцев, все будут оскорблены фактом, что политическая семья с 47 депутатами чрезмерно представлена в правительстве», — заявил Ле Барт газете La Dépêche.
Крайне правые Марин Ле Пен рассчитывают на проведение новых всеобщих выборов в следующем году. Макрон же не может распустить парламент и назначить новые всеобщие выборы в течение 12 месяцев после последнего роспуска.
На выходных Ле Пен уже заявила лидерам партии, что надеется на то, что срок полномочий Барнье будет «как можно короче».
Уже в понедельник лидер партии Жордан Барделла предупредил нового премьера, чтобы тот не продолжал макронистскую программу. Да и левые со своей стороны намекнули Барнье о готовности применить вотум недоверия.
Опрос Ipsos, опубликованный на выходных, показал, что 64% французов считают, что Макрон проигнорировал результаты выборов. Среди тех, кто проголосовал за «Новый народный фронт», этот показатель вырос до 91%. Только треть опрошенных одобрили его выбор Барнье на пост премьер-министра.