Германия уже давно «положила глаз» на Среднюю Азию, однако нынешняя поездка Канцлера ФРГ в регион — первая аж с 2002 года. Визит Шольца в Узбекистан состоялся 15 сентября. По итогам визита было подписано 8 двусторонних документов, в том числе:
- межправительственная декларация о сотрудничестве в области устойчивого использования водных ресурсов в рамках инициативы «Зеленая Центральная Азия»;
- совместная декларация о сотрудничестве в области критических минералов;
- соглашение о сотрудничестве в сфере транспорта;
- программа по технологическому партнерству и промышленной кооперации на 2024-2026 годы.
Развитие экономики, инвестиции, зеленая энергетика — это, конечно, хорошо. Но среди всех подписанных документов самое интересное — соглашение о всестороннем партнерстве в сфере миграции и мобильности. Конкретных цифр и условий еще нет. Соответствующие ведомства должны разработать «дорожную карту» по механизмам подготовки и легализации граждан Узбекистана в Германии. По данным западных СМИ, особенно их интересуют рабочие в области здравоохранения. «Соглашение о миграции и мобильности, подписанное сегодня в Самарканде, в Узбекистане, позволяет талантливым людям въезд в нашу страну», - написал Олаф Шольц в своих социальных сетях. Но, кроме упрощения легализации, Германия потребовала от Ташкента принимать обратно тех, кто находится на территории ФРГ без легальных оснований. Сейчас в Германии проживают примерно 13,7 тысячи граждан Узбекистана.
Некоторые узбекские телеграм-каналы уже начали писать сообщения: «Едем работать в Германию. Средняя зарплата - 4000-5000 долларов. Россия — отмена». Однако и для жителей Узбекистана в этой «бочке меда» есть ложка дегтя. В конце мая между Германией и Узбекистаном начались переговоры по депортации мигрантов в Афганистан через Узбекистан без проведения прямых переговоров с «Талибаном» (организация признана экстремистской и запрещена в РФ). Тогда германской делегации дали понять, что Узбекистан может уладить формальности с талибами, но сначала необходимо заключить миграционное соглашение. Теперь же миграционное соглашение заключено. Так что прибытие афганцев в Узбекистан, видимо, вопрос времени.
Как рассказал «МК» политолог Аркадий Дубнов, «ничего подобного с тем потоком узбекских трудовых мигрантов, которые направляются на российские рынки труда, в случае с Германией не будет. Очевидно, что Германия имеет совершенно конкретную политику насчет привлечения трудовых ресурсов и ориентируется в этом отношении на достаточно конкретные потребности в различных сферах промышленности. Одного желания узбекского гражданина на поездку в Германию будет недостаточно. Как я понимаю, в Узбекистане будет создана определенная структура для подготовки мигрантов, желающих найти себе место в Германии. Их количество, я думаю, будет исчисляться несколькими десятками тысяч, но не более».
Что касается транзита афганцев, то, как считает эксперт, «это было одно из формальных или неформальных условий довольно выгодного для Узбекистана соглашения по поводу своих легальных мигрантов». При этом Ташкент поддерживает прагматичные отношения с Афганистаном, стремясь заинтересовать Талибов конструктивным сотрудничеством. «Здесь принцип: услуга за услугу. Ташкент, если упрощать, предлагает Талибану забрать своих граждан. В ответ на это Талибан может рассчитывать на поддержку Узбекистана в других политических или экономических аспектах».
Для Германии же это, очевидно, еще один из способов преодолеть трудовой кризис в стране, который длится уже долгие годы. Во многих отраслях экономики попросту не хватает рабочих рук. Так, в 2022-м, согласно данным Института исследования занятости, по всей стране было около 1,74 миллиона открытых вакансий. Это эквивалентно нехватке примерно 100 миллиардов евро.
О том, что это одна из основных целей поездки, говорит и то, что 13 сентября в ходе визита президента Кении Уильяма Руто в Берлин между ФРГ и Кенией также было подписано соглашение в области миграции. Западные СМИ распространили информацию, что в рамках подписанных документов Германия готова принять 250 тысяч кенийцев, однако МВД ФРГ опровергло эту информацию.
Кроме того, Германия продолжает свой вектор по наращиванию своего влияния на страны Средней Азии. Сейчас Канцлер ФРГ находится с рабочим визитом в Астане, где они совместно с президентом Казахстана Касым-Жомарт Токаевым подписали ряд деклараций о сотрудничестве. Также Шольц посетит саммит «Центральная Азия — Германия», который впервые прошел в прошлом году.
Как отметил в разговоре с «МК» руководитель центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов, эта поездка Шольца — продолжение вектора по сближению со Средней Азией, который стал особенно значим для ФРГ после 2022 года. Что касается Узбекистана, то это, «во-первых, расширение присутствия Германии в Среднеазиатском регионе. Во-вторых, это жест в сторону критиков, потому что 200 узбеков надо выслать из Германии, и они договариваются о том, что государство будет содействовать принятию тех, кого надо выслать. В-третьих, это обслуживающий персонал. Медсестры и так далее. Открытый вопрос, потому что языка никто не знает. Школ с немецким языком нет. Наверное, будут на пальцах объясняться. Так что таким образом они решают и миграционную проблему, и проблему квалифицированного персонала, и заодно расширяют свое взаимодействие со Среднеазиатскими государствами».