Как рассказывают сами граждане Таджикистана, работающие в Московском регионе, в тематических чатах представители посольства приглашают всех, кто нуждается в личном толковании рекомендации, на личную беседу.
- Обещают дать разъяснения, - говорит Фариде из Истаравшана, работающая в Подмосковье в частном доме. – Знакомые уже сходили. Там говорят, что цель не помешать нам зарабатывать, как многим нашим кажется, а избавить от унижений на границе. Говорят, что нам лучше оставаться дома и работать на свою страну, чтобы она процветала, и не нужно было уезжать от семей на заработки.
После мартовской трагедии в «Крокусе» Россия ввела режим усиленного контроля въезда иностранных граждан через государственную границу как на наземных, так и воздушных пограничных пунктах. Пересмотрены также основания для депортации из РФ: теперь никаких поблажек и «отмазок» со стороны российских хозяев среднеазиатской рабочей силы — нарушили российский закон, пожалуйте в суд, который с марта все чаще склоняется к немедленной депортации. Пограничное режимное усиление касается всех иностранцев, просто среднеазиатских трудмигрантов среди въезжающих в РФ из-за рубежа больше всего.
- На заработки в Россию из моей страны приезжают самые малоимущие, с соответственным уровнем образования, хорошо если сельскую школу окончили, - поясняет Бахрулло Асадов, таджик, родившийся в Москве и ныне преподающий на кафедре восточных языков одного из российских университетов. – Поэтому и представления обо всем у них, мягко говоря, бытовые. К примеру, один из моих студентов недавно жаловался, что российские пограничники «зверствуют», не пустили двух его братьев. При этом парень прекрасно знает, что у его братьев неправильно оформлены документы, просто раньше такое, как говорится, прокатывало, а теперь нет.
В таджикской диаспоре обсуждают, что везде – от садиков и школ до стройплощадок и тюрем - «стали валить все на таджиков». А поскольку отличить их от выходцев из соседних республик Средней Азии могут не все, то и на всех среднеазиатов подряд. Если, скажем, в школе компания «пацанов» выбила мячом окно и среди них найдется таджик, то виноват будет именно он. И если разнорабочие на стройке выпили в рабочее время и недоглядели брак, то «свалят все на того, кто не понимает по-русски».
- В их претензиях неосознанно озвучена главная проблема, - говорит в частной беседе представитель таджикского посольства в Москве, - многие наши граждане просто не понимают, чего от них хотят, и не могут постоять за себя, им просто не хватает для этого русского языка. Но все равно едут, чтобы помочь родне, остающейся дома. В вашей стране они держатся особняком, а как еще? Вы бы, к примеру, работая в Таджикистане без знания таджикского, но имея под боком диаспору соотечественников, с кем бы держались?! Мы просто устали принимать жалобы от наших граждан на отношение к ним в России. Хотим разъяснить, что ситуация такова, что сейчас трудовым мигрантам повысились требования. Что это не против таджиков, а ради безопасности всех, кто находится в пределах РФ. Никого не обвиняя, призываем искать работу на родине.
Это признают и сходившие на «разъяснение» в свое посольство:
- Любят наши люди, чтобы им все «старшие» растолковали, - иронизирует Амира, этническая таджичка, родившаяся в Калужской области и получившая высшее медицинское образование в Воронеже. – У нас торопиться и суетиться не принято. Увидели объявление на сайте посольства, переварили это, обсудили дома за ужином. Через день пошли за советом к аксакалам – старшим в диаспоре. Те пошли к кази (вроде неофициального мирового судьи. – Авт.), посидели, чаю попили и выдвинули делегата на «толкование» в посольство. Он сходил и сказал, что частности – как его русские обозвали на улице, как в такси к его родственнику не сели и все в этом духе - там обсуждать отказались. Просто призвали трудиться на благо своей страны. Но этого все и так хотят, только работы нет.
Российские востоковеды солидарны с мыслью, что таджикская сторона решила воспользоваться обстоятельствами, чтобы завуалированно призвать своих граждан «не работать на страну, где их так обижают». Потому что количество жалоб со стороны работающих в России граждан Таджикистана уже зашкаливает.
- Можно без конца цитировать источники и признаки ксенофобии, прописанные в учебниках, - говорит востоковед Асадулло Азодов. – Это разнообразные «ловушки мышления», они же когнитивные искажения - слишком быстрая и поверхностная оценка фактов, наклеивание ярлыков, перенос и т.д. Ксенофобию можно как искусственно раздуть, так и просто не мешать ей, пустив на самотек. Это понятие скорее идеологического и морального толка, но азиатские диаспоры были и будут в РФ, как и в любой другой стране, только по экономическому принципу. Пока им это выгодно, они будут страдать, жаловаться, но не уедут, такой у нас народ. Но, с другой стороны, я лично знаю семьи, которые уже выдавили с их рабочих мест сами россияне или входящие в моду африканские гастарбайтеры, и они уехали сами, уговаривать не пришлось.