Добираться долго, передвигаться осторожно, работать быстро и никому не мешать. Таков удел журналисткой братии здесь, на Курском направлении, как, впрочем, и везде на войне.
- Как ваши парни? Как обстановка на вашем участке? Как ведет себя противник? – с ходу засыпаю вопросами подошедшего офицера.
- Настроение боевое! - широко улыбаясь, бодро заявляет он. – В последние дни стало потише. Выдыхаются они. Не могут собраться, да и мы не даём скопиться их силам. Накаты если и пытаются делать, то уже не такие мощные.
Мой собеседник с позывным «Агван» – командир батареи Д-30, прикрывающей курское приграничье. Его подразделение стоит здесь уже примерно пять месяцев. Заканчивал офицер артиллерийское училище в Саратове. Несет службу здесь вовсе не по воле случая.
- С личным составом мне повезло, - говорит он. - Ребята – контрактники, подготовленные, натренированные, все прошли обучение на полигонах, а здесь в реальной боевой обстановке оттачивают мастерство.
Работают парни с закрытых огневых позиций, оборудованных для уничтожения мобильных бронегрупп ВСУ – первостепенных целей. Здесь никто не расслабляется, и это заметно по тому, как хорошо замаскированы орудия, как аккуратно уложен боекомплект и в какой готовности к открытию огня находятся артиллеристы.
- Это та самая настоящая мужская работа – защита Родины. Понятное дело, что есть трудности, но мы с ними спокойно справляемся. Всех парней представили к государственным наградам, - отмечает командир.
Проводя нас вдоль позиций «Агван» подмечает, что противник активизировался в начале августа, пытаясь подтянуть как можно больше техники к границе. Были выявлены реактивные системы «Град», кочующие миномёты, орудия Д-20 и Д-30. Но в основном враг задействовал и продолжает активно применять FPV-дроны и квадрокоптеры «Баба Яга».
- Совместно с пограничной службой ФСБ и десантниками работаем по расчетам операторов «птичек» ВСУ – нам передают их координаты. Также не даем подъехать к границе технике и живой силе противника. Все попытки врага, которые были, мы пресекли. Когда начинаем вести огонь, противник рассеивается и отступает. Получается наносим отражающие или беспокоящие удары на упреждение, - поделился командир батареи.
Как правило, координаты целей артиллеристы получают от расчетов дронов. Средства радиоэлектронной борьбы противника подчас не позволяют вести корректировку с воздуха, однако батарея ведет огонь не вслепую – разведчики работают на земле.
- Так сложилось, что на нашем направлении у нас плотное взаимодействие с пограничниками. Наша батарея в какой-то степени прикрывает их своей мощью. Они сообщают о целях, с командного пункта нашего полка подтверждают и дают разрешение на работу. Помогает и авиация. Работает по крупным целям, - делится особенностями работы офицер.
Позиция у артиллеристов постоянная. Нет надобности в «перекатах». С одной стороны хорошо, что можно основательно закрепиться и обжиться, с другой – разведка противника работает без праздников и выходных. Но «Агван» на это лишь машет рукой.
- Нам нет необходимости менять дислокацию. Даже если противник прорвётся, то слава Богу, у нас есть подготовленные соседи, да и сами готовы отразить атаку, – успокаивает нас командир. - Хотя шерстят дроны непрерывно. Нам поступают донесения и сводки со штаба. Мы стараемся максимально замаскироваться. Создаем ложные цели, по ним, кстати, часто отрабатывает «Баба Яга». Бывает, что «пустая» кружит, то есть без боеприпаса, и мы понимаем, что разведка идет, не выдаем свое присутствие.
Советская гаубица Д-30 калибра 122-мм – орудие хоть и мощное, но попасть из него в движущуюся цель сложно, сетует артиллерист. И добавляет, что расчеты стараются изо всех сил. Один раз даже с первого выстрела поразили цель, но в основном первые снаряды «ложатся» рядом. Корректировать огонь помогают беспилотники.
- От команды на уничтожение цели до открытия огня уходит от трех до семи минут. Потом нам по рации говорят уже, что попали, или, что противник бежит. Есть кадры объективного контроля, подтверждающие факты поражения целей. Недавно накрыли пикап с миномётным расчетом, - делится «Агван».
- А какую самую «жирную», самую значимую цель уничтожили?
- Кочующую самоходку «Богдана». Опасное очень это орудие. Они разворачиваются, вычисляют тех, кто стреляет. Даже по нам пытались работать, но мы первые открыли огонь и накрыли их, - поделился «Агван» и еще раз напомнил про госнаграды, к которым представлены его расчёты. Оказалось, что именно за этот случай.