Как выяснилось, причиной инициативы стала острая проблема изношенности общественного транспорта.
«Введение обязанности для руководителей государственных и муниципальных органов власти всех уровней пользоваться общественным транспортом в течение двух рабочих дней каждую неделю поможет должностным лицам лучше понять проблемы общественного транспорта в их регионе и повысит доверие граждан к представителям власти. Более того, пример чиновников по массовому использованию общественного транспорта может побудить больше граждан отказаться от личных автомобилей в пользу общественного транспорта, что также будет способствовать уменьшению загруженности дорог и улучшению экологической обстановки в городах», – следует из пояснительной записки к проекту федерального закона.
Авторы законодательной инициативы отмечают, что в ряде стран мира уже введена обязанность для чиновников периодически пользоваться общественным транспортом. В этом году Указом президента Республики Узбекистан было закреплено ежемесячное проведение проекта «День без автомобиля». В рамках указанного проекта руководители и другие сотрудники всех республиканских и региональных органов исполнительной власти, расположенных в Ташкенте, раз в месяц должны отправляться на работу на общественном транспорте, велосипедах, метро или пешком. В марте 2024 года в рамках акции «День без автомобиля» в Узбекистане министр транспорта воспользовался автобусом, министр экологии метро, председатель таможенного комитета велосипедом, главы Минцифры и ЦБ добрались до работы пешком. В мае 2024 года мэр города Бишкека ввел запрет на использование личных автомобилей руководителям и муниципальным служащим во вторник и четверг.