О том, что в Кремле ждут зарубежного гостя, стало понятно еще накануне, когда президент проводил совещание по развитию новых регионов. Об этом свидетельствовали номера припаркованных у парадного подъезда автомобилей и набор закусок, приготовленный для сопровождающих лиц. Однако, с кем именно будет встреча, спрашивать было бесполезно — в Кремле тайны умеют хранить даже буфетчицы.
Впрочем, Башар Асад уже давно приезжает в Москву инкогнито. Обо всех его визитах последних лет СМИ становилось известно только на следующий день после переговоров. Так случилось и на этот раз. «По понятным причинам», - не вдаваясь в детали, прокомментировал Дмитрий Песков. Спикер Кремля не стал отрицать, что на повестке дня стояла организация встречи Асада и Эрдогана, как об этом написали турецкие масс-медиа. «В целом состоялся достаточно широкий обмен мнениями по всем темам, которые связаны с положением дел в регионе вокруг Сирии. И многие упомянутые вами темы тоже так или иначе затрагивались», - отвечая на соответствующий вопрос, сказал Песков.
Сам Владимир Путин, приветствуя Асада, заявил, что обсуждаться будет «весь комплекс отношений». «Мне очень интересно ваше мнение по поводу того, как ситуация в регионе в целом развивается. К сожалению, она имеет тенденцию к обострению — это касается и Сирии напрямую», - сказал он. Упомянутая президентом эскалация связана не только с палестино-израильским военным конфликтом, продолжающимся уже почти 10 месяцев. Но и с обстоятельствами менее известными в РФ, однако непосредственно повлиявшими на желание Эрдогана после 13 лет вражды встретиться с Асадом. А именно с антисирийскими беспорядками, которые полыхают по всей стране (напомним, что в Турции находится более 3 млн сирийских беженцев), и ростом социальной напряженности на подконтрольных Анкаре сирийских территориях.
Казалось бы, еще совсем недавно турецкий лидер публично называл Башара Асада «террористом», «мясником» и «убийцей» миллионов, никакие отношения с которым (в том числе дипломатические) невозможны. Но жесткий миграционный кризис, усугубляющийся нешуточными проблемами в экономике, заставил его, что называется, сменить пластинку. Теперь Эрдоган заявляет, что «полезно разжать кулаки» и «решать споры путем взаимного диалога за столом переговоров».
«Как только Башар Асад сделает шаг в сторону улучшения отношений с Турцией, мы поступим аналогично. Потому что раньше мы не были врагами с Сирией, мы встречались с Асадом как семья», - напомнил он.
Задача Владимира Путина — подготовить почву для такой встречи. Как известно, турецкие войска фактически оккупировали север Сирии и Асад вряд ли сядет за стол переговоров, если на них не будет фигурировать тема вывода турецкого контингента, а также отказа Анкары от поддержки повстанцев. Но для Эрдогана это будет трудный шаг. В идеале Москва рассчитывает добиться не только политической нормализации, но и восстановления полноформатных торгово- экономических отношений между соседними странами. Впрочем, даже простое рукопожатие Асада и Эрдогана на фоне Владимира Путина упрочит позиции РФ и авторитет российского лидера на Ближнем Востоке.