Службы безопасности по всему Ближнему Востоку опасаются, что конфликт в Газе позволит запрещенным террористическим организациям – "Исламскому государству" (ИГ) и "Аль-Каиде" – восстановиться по всему региону, что приведет к волне террористических заговоров в ближайшие месяцы и годы.
Как пишет The Guardian, официальные лица и аналитики говорят, что во многих местах уже есть признаки усиления исламистского воинствующего экстремизма, хотя этот всплеск вызван сочетанием множества факторов.
В последние месяцы филиал ИГ в Синайской пустыне стал более смертоносным, участившиеся нападения группировки в Сирии вызывают беспокойство, а заговоры в Иордании были сорваны, напоминает The Guardian.
В прошлом месяце в Турции были произведены десятки арестов, поскольку власти пытались бороться с возросшей угрозой со стороны филиала ИГ, имеющего там сильное присутствие, а отделение "Аль-Каиды" в Йемене ("Аль-Каида на Аравийском полуострове", АКАП – запрещенная в России террористическая организация) предприняло новые согласованные усилия, чтобы вдохновить последователей на нанесение ударов по западным, израильским и еврейским организациям и другие цели.
Аналитики и официальные лица говорят, что новая активность связана с кровавым конфликтом между Израилем и ХАМАС, хотя масштабный экономический кризис, нестабильность и продолжающийся гражданский конфликт также играют важную роль.
“Сектор Газа является источником терроризма и радикализации во всем исламском мире. Это вызывает сильную эмоциональную реакцию”, - сказал один информированный региональный источник. “Мы только начинаем ощущать жару”.
Триша Бэкон, эксперт по терроризму из Американского университета в Вашингтоне и бывший аналитик Госдепартамента США, назвала войну в Газе “основополагающей причиной, которая радикализирует следующее поколение джихадистов”.
“Возможно, мы увидим это не сразу, но обязательно увидим в ближайшие годы. Это действительно усилило угрозу терроризма”, - сказала она.
Организация Объединенных Наций опубликовала серию докладов, в которых обращается внимание на попытки крупных экстремистских группировок использовать войну в Газе для привлечения новых рекрутов и мобилизации существующих сторонников, несмотря на то, что “Аль-Каида” и ИГИЛ десятилетиями неоднократно осуждали ХАМАС как "вероотступников".
В феврале в докладе ООН, подготовленном на основе материалов разведывательных служб по всему миру, содержалось предупреждение о том, что по крайней мере один крупный филиал “Аль-Каиды" планирует масштабные операции на Ближнем Востоке и в других местах и "значительно активизировал свою стратегию и контент в средствах массовой информации, используя международные события, включая ... нападения 7 октября, чтобы подстрекать одиноких акторов по всему миру”.
Региональные официальные лица подчеркнули эффект многомесячного 24-часового просмотра изображений страданий жителей Газы по телевидению и в Интернете, описав конфликт как “подталкивающий фактор”, поощряющий экстремистское насилие на Ближнем Востоке и в других местах.
Мохаммад Абу Румман, эксперт по джихадизму из Института политики и общества в Аммане, Иордания, сказал, что регион столкнулся с новой волной радикализации “из-за того, что происходит в Газе”.
“Это грандиозное событие, и арабские страны отказываются что-либо предпринимать, что вызывает сильное разочарование”, - сказал он.
По данным палестинских медицинских работников, в результате израильского наступления на Газу погибло более 38 000 человек. Около половины из тех, кто был полностью опознан, - женщины и дети. Наступление началось после нападений ХАМАС на юг Израиля в октябре, в ходе которых боевики убили 1200 человек, в основном мирных жителей, и похитили 250 человек.
В Ираке, где запрещенный террористический ИГИЛ провозгласило свой самозванный халифат в 2014 году, угроза воинствующего исламизма, по-видимому, сдерживается, но в Сирии за последние месяцы было совершено более 100 нападений на правительственные войска и возглавляемых курдами бойцов Сирийских демократических сил (СДС), причем в марте насилие достигло невиданного уровня в течение нескольких лет.
“Террористические ячейки ДАИШ [ИГ] продолжают свои террористические операции”, - заявил представитель СДС Сиаманд Али. “Они присутствуют на местах и работают на более высоком уровне, чем в предыдущие годы”.
В ходе одного из недавних нападений семь сирийских солдат погибли, попав в засаду, устроенную террористами запрещенного ИГ в провинции Ракка на севере Сирии. По данным базирующейся в Великобритании Сирийской обсерватории по правам человека, с начала года было убито 383 бойца правительственных войск и ополченцев-марионеток.
В прошлом месяце иорданские службы безопасности были предупреждены о готовящемся заговоре в столице страны Аммане, когда экстремисты взорвали взрывчатку, которую они готовили в бедном районе города. Последующие рейды привели к задержанию группы, состоящей преимущественно из молодых людей, которые, по-видимому, были радикализированы пропагандой ИГ.
Катрина Саммур, независимый аналитик из Аммана, заявила, что исламские экстремистские группировки наводняют Интернет материалами, в том числе инструкциями по изготовлению бомб. “Они наживаются на гневе в Иордании. Это, в основном, попытка дестабилизировать правительство, руководящий состав, государство”, - сказала она.
Социальные и экономические условия в Иордании также играют свою роль. Рамман сказал: “Существует большая нестабильность, ощущение, что нет политической надежды, очень высокая инфляция и очень высокий уровень безработицы среди молодежи. Все это очень опасно”.
В докладе ООН описывается, как “публичные коммуникации [ИГ]... с 7 октября” были направлены на “использование ситуации в Газе для мобилизации потенциальных участников-одиночек для совершения нападений”.
Стратегии ИГ и "Аль-Каиды" (запрещенные в России террористические организации) в средствах массовой информации различаются, что подчеркивает сохраняющиеся разногласия по поводу приоритетов. ИГ остается верным своему убеждению, что местные режимы должны стать мишенью в первую очередь, в то время как риторика “Аль-Каиды” по-прежнему подчеркивает необходимость проведения более глобальной кампании против "далекого врага", включая США и западные державы.
Израиль географически близок, и палестинское дело – наряду с “освобождением” исламских святынь в Иерусалиме – уже давно занимает центральное место в пропаганде обеих группировок, хотя и не является прямой мишенью их нападок, напоминает The Guardian. Обе запрещенные в России террористические группировки также неоднократно призывали к насилию в отношении еврейских общин по всему миру.
В докладе ООН содержится предупреждение о том, что “Аль-Каида” "может воспользоваться ситуацией [в Газе], чтобы восстановить свою значимость и использовать общественное несогласие по поводу масштабов жертв среди гражданского населения, давая указания тем, кто стремится действовать".
За последние годы "Аль-Каида" потерпела ряд неудач: ее лидер Айман аль-Завахири был убит в 2022 году, а внутри организации возникли разногласия по поводу стратегии.
Саммур предупреждает, что "Аль-Каида" нацелена на молодежь. В одном случае в Иордании речь шла о 17-летнем подростке с высокими достижениями из зажиточной умеренной мусульманской семьи в Аммане, который был завербован экстремистами всего за три месяца; в другом случае речь шла о 13-летнем подростке. “Они слишком молоды, чтобы даже отрастить бороду. Их поощряют не проявлять явных признаков религиозности. Это похоже на уход за собой. Существует намерение изолировать и контролировать”, - сказала она.