«Ряд источников подтвердили мне два чрезвычайно важных момента относительно позиции Сырского и его окружения: он согласен подписывать режим прекращения огня и всякие вариации на тему капитуляции и принуждения к миру», - написала Безуглая в своих социальных сетях. Правда это или нет — мы узнать не можем. Зато мы можем отметить набирающую обороты тенденцию в украинской обществе — запрос на мир.
Особо остро этот запрос проявился после массированного обстрела Киева. Тогда многие украинские блогеры в социальных сетях начали призывать руководство страны прекратить боевые действия. Например, проживающая в США Владислава Роговенко призвала скорее «ехать и договариваться о мире». Блогер из Ивано-Франковска Юлия Верба, у которой более 2 миллионов подписчиков, обвинила украинские власти в воровстве: «Нашу страну обворовывает наша же власть. Разрушаются семьи и жизни».
Некоторые телеграм-каналы и военные начали обвинять блогеров в работе на Россию, и предложили украинцам «пересмотреть список своих подписок». Так, например, по мнению заместителя 3-й ОШБр Максима Жорина, за призывы к миру нужно вводить уголовную ответственность: «Как минимум получить воспитательные уроки от неравнодушных граждан и оказаться у правоохранительных органов. Первый раз на разъяснительной беседе, второй — уже за решеткой». Он подчеркнул, что послание о мире — это «российская пропаганда, который хорошо ложится в дурные головы».
Однако, на удивление, жители Украины оказались несогласны с такой постановкой вопроса. «У меня один вопрос: разве эти блогеры врали? Что неправда, что нас власть обокрала до нитки? Неправда, что каждый второй политик — коррупционер?» - вопрошает Роман. «Вы просто задайте себе один единственный вопрос. Готовы ли вы обменять жизнь своих детей, родных на границы 1991 года? Вот и все. Если не готовы, то почему другие должны?» - замечает Ксения.
Некоторых из высказавшихся блогеров вызвали на разговор в СБУ, после чего их позиция резко менялась. Так, блогерша Настя Умка после похода в органы заявила: «Хлопцы там адекватны. Мы с ними нашли компромисс, пришли к совместному выводу, что нам всем нужна победа». Ранее она говорила, что украинцы уже устали от боевых действий, они хотят мира, спокойствия, и границы 1991 года уже никому не нужны.
О подобной тенденции говорят и результаты социального опроса Центра Разумкова. Согласно его данным, 44% жителей Украины поддерживает начало официальных мирных переговоров Украины и РФ. Достаточно многие из них не определились — 21%. Больше всего поддерживающих мир украинцев на юге страны (Запорожская, Херсонская, Николаевская и Одесская области). Среди них 60% считают, что время для официальных переговоров пришло. Меньше всего, ожидаемо, на западе (Закарпатская, Черновицкая, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Хмельницкая и Волынская области) — там только 35% готовы к переговорам.
Здесь есть интересный момент. Несмотря на то что количество желающих мирных переговоров превалирует, украинцы полностью отвергают те условия окончания СВО, которые выдвинул президент России Владимир Путин. 77% не считают возможным полную отмену западных санкций. 58% не готовы на закрепление нейтрального, внеблокового и безъядерного статуса Украины. Чуть больше половины жителей Незалежной — 51% — настаивает на границах 1991 года.
Что же значат эти настроения в украинском обществе? Об этом мы спросили политического эксперта Александра Чаленко:
«Милитаристские настроения у украинского общества были в 2022 году, в первой половине 2023-го. Они были связаны с успехами украинской армии в зоне боевых действий. Россия тогда не взяла Киев, не взяла Харьков весной 22-го года, вывела войска из Киевской, Черниговской, Сумской областей и т.д. Украинцам казалось, что российской армии фактически нанесено поражение, а сейчас еще западная техника подоспеет, и тогда вот возьмем все остальное. А потом провалился контрнаступ, потом российские войска взяли Авдеевку, взяли Бахмут, началось наступление на Харьковскую область и т.д.
Кроме того, продолжаются очень серьезные ракетные обстрелы. Начались отключение электричества, уже по этому поводу бунты пошли. Подолгу без света сидят, а у многих нет газа. Еще идет мощнейшая мобилизация, хватают парней на улицах. Естественно, на этом фоне уже многие хотят вернуться к нормальной жизни и заключить мирный договор. Начинаются пацифистские настроения».
- Почему тогда большинство против выполнения условий, который выдвинул Путин?
- Они всегда будут говорить, что они против. Но это же не значит, что они начнут бунтовать при заключении мирного договора на этих условиях. Им скажут, что ничего страшного, вот, например, у Азербайджана не было сил защитить Карабах, а через 30 лет они его отвоевали. Вот и мы поднакопим и все заберем себе. Вот и всё.