Альянс левых стал крупнейшей силой во французском парламенте после того, как тактическое голосование отбросило ультраправых, но форма будущего правительства оставалась неопределенной после того, как ни одна из групп не получила абсолютного большинства, констатирует The Guardian.
Неожиданный результат левого "Нового народного фронта", который получил 182 места, за которым следует центристский альянс президента Эммануэля Макрона "Вместе", получивший 163 места, и крайне правые, занявшие третье место с 143 местами, продемонстрировали силу тактического голосования против “Национального объединения” Марин Ле Пен (RN). Ультраправые и их союзники обеспечили себе значительное преимущество в первом туре, но в конечном счете были отброшены массовым тактическим голосованием, не позволившим им получить достаточное количество мест для формирования правительства.
Напомним, что президент Макрон шокировал свое собственное правительство и партию, назначив досрочные выборы на 9 июня после того, как его центристы потерпели поражение от крайне правых на европейских выборах.
И евровыборы, и французские выборы с успехом крайних сил (как правых, так и левых) – это зримое свидетельство провала той политики, которую вел в отношении своей страны Макрон, которые вместо того, чтобы решать огромные социально-экономические проблемы родной Франции с азартом окунулся в сомнительную авантюру с помощью Украине – только ради того, чтобы нанести стратегическое поражение России.
Хотя альянс левых сил получил большинство мест, ему не хватило более 100 мест для получения абсолютного большинства. Несмотря на высокую явку, которая, по оценкам, составила около 67%, ни одна из политических групп не получила абсолютного большинства в 289 мест и возможности сформировать правительство. Парламент, скорее всего, будет разделен на три блока: левых, центристов и крайне правых.
Сейчас Франция вступает в период беспрецедентной неопределенности относительно состава своего будущего правительства и вероятного премьер-министра, прогнозирует The Guardian. Макрон пообещал остаться на посту президента, но в воскресенье вечером он не выступал публично, а в частном порядке призвал людей быть “благоразумными” после обнародования результатов экзит-поллов, пока окончательные результаты не станут ясны в понедельник утром.
Теперь на формирование правительства могут уйти недели, и было неясно, какую форму оно может принять в связи с Олимпийскими играми, которые должны начаться в Париже менее чем через три недели.
Премьер-министр Габриэль Атталь уже объявил, что подаст заявление об отставке президенту Макрону в понедельник утром. Но премьер-содомит также сказал, что может остаться на своем посту на короткий срок, если потребуется, пока не будет сформировано новое правительство.
“Сегодня вечером начинается новая эра”, - сказал он, добавив, что судьба Франции будет решаться “более чем когда-либо в парламенте”.
Атталь самоотверженно объявил: “Я знаю, что в свете сегодняшних результатов многие французы чувствуют неуверенность в будущем, потому что большинство еще не сформировалось. Наша страна находится в беспрецедентной политической ситуации и готовится приветствовать мир [на Олимпийских играх] через несколько недель. Я буду оставаться на своем посту столько, сколько того потребует долг”.
Борьба за место в новом парламенте началась мгновенно. Жан-Люк Меланшон, лидер левацкой партии “Непоколебимая Франция”, заявил: "Президент должен пригласить к управлению страной “Новый Народный фронт” [так называется занявший первое место на выборах левый альянс]". Уходящий в отставку министр внутренних дел Жеральд Дарманен сказал: “Я отмечаю, что сегодня никто не может сказать, что он победил на этих парламентских выборах, особенно мосье Меланшон”.
Рафаэль Глюксманн из Place Publique и Социалистической партии, входящей в альянс левых, сказал: “Мы впереди, но у нас разделенный парламент... поэтому нам придется вести себя как взрослым. Нам придется говорить, обсуждать, вступать в диалог”.
Несмотря на третье место, результаты стали историческими для “Национального объединения” – это самый высокий результат за всю историю ее участия в парламентских выборах, а также рост по сравнению с 88 местами, которые у нее были на момент роспуска парламента в прошлом месяце. Но этот показатель оказался намного ниже, чем ожидала партия после того, как она набрала наибольшее количество голосов в первом туре на прошлой неделе.
Жордан Барделла, президент “Национального объединения”, заявил, что партии, объединившиеся, чтобы остановить ультраправых, стали “позорным альянсом”. Марин Ле Пен, которая намерена баллотироваться на пост президента от ультраправых в 2027 году, заявила, что приход ультраправых к власти продолжится: “Волна нарастает. На этот раз он поднялся недостаточно высоко, но продолжает расти, и наша победа просто откладывается”.
Небольшое количество голосов, набранных “Национальным объединением”, показало успех тактического соглашения о голосовании, заключенного на прошлой неделе центристами и левыми, чтобы сдержать крайне правых.
На прошлой неделе более 200 кандидатов от левых и центристских партий вышли из второго тура, чтобы избежать разделения голосов против “Национального объединения”. Эти партии призвали избирателей выбрать любого кандидата, выступающего против RN, в попытке помешать ультраправым получить абсолютное большинство и сформировать правительство.
Партия, основанная Жан-Мари Ле Пеном как “Национальный фронт” в 1972 году, изображается левыми и центристами как угроза демократии, пропагандирующая расистские, антисемитские и антимусульманские взгляды. Брайс Тинтурье, генеральный директор социологической службы Ipsos, сказал, что результаты показали, что большинство французских избирателей по-прежнему считают “Национальное объединение” опасной системой.
Клеманс Гетте, которая была переизбрана от левой партии La France Insoumise, заявила, что более низкие, чем ожидалось, результаты RN показали, что “это не расистская страна, и Франция не хочет, чтобы ее разделяли”.
В воскресенье левый премьер-министр Испании Педро Санчес приветствовал “неприятие Францией ультраправых”. Он приветствовал шокирующий результат прошедших на этой неделе всеобщих выборов в Великобритании, на которых левоцентристская лейбористская партия одержала уверенную победу, заявив, что обе страны “сказали ”ДА" прогрессу и социальному прогрессу и "НЕТ" отказу от прав и свобод".
Американский сенатор Берни Сандерс также поздравил французских левых с “борьбой с правым экстремизмом и победой”.
Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва поздравил “Новый народный фронт”, написав в Твиттере, что он “очень доволен” “демонстрацией величия и зрелости”, благодаря которой левые и центристские политические силы объединились, чтобы предотвратить победу на выборах крайне правых. Он написал: “Этот результат, а также победа Лейбористской партии в Соединенном Королевстве подтверждают важность диалога между прогрессивными слоями общества в защиту демократии и социальной справедливости. Они должны послужить источником вдохновения для Южной Америки”.
У бразильца Лулы личные отношения с Меланшоном, который навещал его, когда он находился в тюрьме за коррупцию в 2019 году, по делу, которое, по его словам, было политически мотивированным.
Когда были объявлены результаты голосования, на собрании левых в Париже раздались объятия, крики радости и слезы облегчения, пишет The Guardian. Площадь Республики в центре Парижа была заполнена толпами людей и праздничной атмосферой, сторонники левых играли на барабанах, зажигали файеры и скандировали “Мы победили! Мы победили!”.