«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» зазвучало в стенах Госдумы с особой болью. Думцам пришлось в который раз «начинать с себя», как регулярно призывает Вячеслав Володин. Но одно дело, к примеру, из парламентского буфета убрать банки с энергетиками, как было сделано пару недель назад. И совсем другое – самим себе ограничить географию полетов.
А смысл реформы вот в чем. Депутат или сенатор, планирующий выезд за пределы России, должен этот выезд заранее согласовать «в порядке и сроки, определяемые советом соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации».
Если парламентарий этого не сделает, на границе его, конечно, никто не развернет. Но, изрядно понежившись под балийским (дубайским, доминиканским и что там еще модно в плане заграничных курортов) солнышком, он вернется на родину. А там его уже будут ждать и попросят сию минуту сдать не партбилет, но мандат.
«Необходимость изменения законодательства обусловлена возникновением новых угроз безопасности Российской Федерации в условиях проведения Вооруженными Силами Российской Федерации специальной военной операции на территории Украины, санкционного давления западных стран и значительной активизацией деструктивной деятельности иностранных спецслужб недружественных государств», - в подробностях расписали причины непопулярного решения авторы поправок.
Но ведь не только о национальной безопасности пекутся законодатели. И о своей собственной ведь тоже. Есть Интерпол, Европол, напомнил глава комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев. Откажут они себе в удовольствии сцапать российского политика посреди пляжа или прямо в аэропорту? Едва ли.
- Есть приговоры украинских судов, которыми российские депутаты приговорены заочно к очень длительным срокам лишения свободы. А здесь, как говорится, без комментариев. Ордер Интерпола может прибыть в аэропорт прямо в день прибытия депутата. А дальше – арест и выдача, - попытался вразумить думцев Пискарев, пока те перешептывались с мест.
Пискарев привел и совсем уж железобетонный довод: Международный уголовный суд (МУС) выписал ордер на арест Владимира Путина. Если у них там рука не дрогнула совершить такое против национального лидера суверенной державы, то что им до депутатов и сенаторов? Схватят, и поминай, как звали.
Хотя, надо признать, не всё так однозначно плохо. Поправки – это не совсем запрет. Это только необходимость пройти процедуру согласования. На уровне комитета, совета палаты, фракции…Как это будет точно, пока никто не понимает. Комитет по контролю тоже пока не в курсе, хоть он и презентовал проект коллегам.
Евгений Попов (ЕР) проявил эрудицию: есть же указ президента, там прописан порядок согласования выезда за рубеж с СВР и ФСБ. Зачем еще один порядок? Есть провинившиеся, которые не исполняли действующий указ? Кто? Избирателям было бы интересно знать в лицо героев, из-за которых остальные депутаты должны страдать.
- Депутат Попов точно не относится к числу провинившихся, - парировал Олег Морозов. Он объяснил, что президентский указ говорит лишь об уведомительном порядке. А тут уже разрешительный вводится. К тому же нынешний порядок касается только парламентариев с допуском к государственной тайне. Такой есть не у всех.
Многих интересовала конкретная география: куда можно, куда нельзя. Ну ладно еще Мальдивы – нет вопросов. Но Беларусь! Во-первых, у нас с Минском союзное государство. А во-вторых, у некоторых депутатов там, по их признаниям, могилы родных.
- Это законопроект военного времени, так что все справедливо, - отметил Константин Затулин (ЕР). Но вот про Беларусь – несправедливо. Плюс надо добавить в список исключений Южную Осетию и Абхазию.
Елена Драпеко (СРЗП) предложила еще сделать исключение для экстренных случаев. Например, у депутата за границей родственник заболел или умер. А еще у России границ нет не только с Белоруссией, но и со всеми странами Евразийского экономического союза. С этим тоже надо что-то решать.
- Самодисциплина и трудолюбие, коллеги! – не выдержал Вячеслав Володин. - Идет война! Ребята воюют, погибают. А тут десять вопросов о чем: а можно туда выехать, а можно сюда? А им куда выехать? Если так важно – надо менять работу. Если и в этом случае за вас проголосуют, будем говорить.
Поняв полную бесполезность споров, думцы спросили лишь об одном: этот закон на какой срок вводится? На время СВО или навсегда?
Ответ Олега Морозова убил все надежды: до внесения изменений в закон.
А как же дети, которые учатся за границей? Жены с их выездами на шопинг в иностранные бутики?
- Жен внимательнее надо выбирать, - дал дельный совет Володин. - Еще работать не начали, а уже о загаре думают.
Обсуждение законопроекта тронуло даже полпреда президента Гарри Минха.
- Не надо себя выдавать за простых граждан. Мы перестали быть врачами, преподавателями. Мы работаем во власти. Это крайне ответственно, - сказал Минх и добавил: - Коллеги, не бойтесь. Все будет хорошо!
Депутатам надо отдать должное: они выговорились и отпустили ситуацию, проголосовав за поправки единогласно (410 за).
Возможно, они думали, что все еще впереди: второе чтение, поправки на поправки. Все еще можно откатить назад, подправить и переписать.
Но тут случился настоящий сюрприз от Вячеслава Володина. Он предложил рассмотреть законопроект в целом. К этой процедуре депутаты прибегают весьма редко. Но тут пришлось прибегнуть.
И снова можно только поразиться железной воле народных избранников. Столь же единогласно, 410 голосов «за», они окончательно запретили себе без разрешения руководства выезжать за границу.