Согласно крупному опросу, проведенному в 15 странах, результат переговоров с Россией, в отличие от прямой военной победы Украины, в настоящее время считается в большинстве европейских стран наиболее вероятным исходом конфликта.
Как пишет The Guardian, поддержка дела Украины остается сильной по всей Европе, несмотря на неудачи Киева на поле боя, но европейские избиратели все чаще считают, что вооружение Украины необходимо не для достижения полной победы на поле боя, а для укрепления позиций Киева в будущих переговорах с Россией.
Аналитический центр Европейского совета по международным отношениям (ECFR) опросил 19 566 человек в 15 странах в первой половине мая 2024 года. Аналитический центр регулярно проводит опросы по Украине, но это первый случай, когда он также проводит опрос внутри самой Украины, где, по его мнению, поддержка вооруженной борьбы и “победы” сильна, несмотря на разговоры об ослаблении морального духа.
В общей сложности 34% украинцев в настоящее время уверяют, что они доверяют президенту Украины Владимиру Зеленскому “очень сильно”, в то время как еще 31% доверяют ему “довольно сильно” – это означает, что тех, кто сохраняет веру в своего лидера, в два раза больше, чем тех, кто этого не делает, пишет The Guardian.
Отвечая на вопрос о наиболее вероятном исходе конфликта, 58% украинцев “предвидели” победу Украины, 30% сказали, что она закончится урегулированием, и только 1% ожидал, что победителем выйдет Россия. Но большинство предпочло уступить территорию, а не отказаться от суверенитета, определяемого правом на вступление в НАТО и ЕС, отмечает далее The Guardian.
Из 14 опрошенных европейских стран только в Эстонии преобладало мнение (38%), что Украина выиграет конфликт безоговорочно. Тем не менее, большинство респондентов в Швеции и Польше хотят, чтобы Европа помогала Украине воевать до тех пор, пока не будет возвращена вся ее территория. Большинство жителей Италии, Греции и Болгарии выступили против этого, считая увеличение поставок оружия в Украину плохой идеей. В целом, Италия оказалась крупнейшей европейской державой, которая меньше всего поддерживает Украину. Но в большинстве европейских стран подавляющее большинство по-прежнему поддерживает отправку большего количества оружия в Украину, даже если это делается для усиления позиций Украины на переговорах.
В средней группе стран, включая Чехию, Францию, Германию, Нидерланды, Испанию и Швейцарию, отсутствует национальный консенсус по поводу украинского конфликта и роли ЕС. Ни в одной стране, даже самой воинственно настроенной, не было поддержки отправки войск в Украину, констатирует The Guardian.
В общей сложности 69% украинцев заявили, что для самообороны необходимо больше оружия, но это мнение не привело к разочарованию в ЕС. Семьдесят пять процентов украинцев считают роль ЕС позитивной и считают, что членство Украины необходимо для победы в противостоянии с Россией.
Когда украинцев попросили составить список из 10 стран по степени надежности их поддержки своей родины, они поставили Великобританию на первое место с 88%, заявив, что Британия была “очень или в основном надежной”, за ней следует Литва с 77%, хотя большинство стран в списке были признаны надежными.
Но некоторые украинцы – треть – признали, что они сильно обеспокоены тем, что США заключат мирное соглашение с Россией без участия Киева, пишет The Guardian.
Опрос показывает, что президенту Франции Эммануэлю Макрону не удалось убедить французов последовать за ним в его личном переходе к гораздо более жесткой проукраинской позиции. Треть французов высказалась за то, чтобы поддержать Украину в возвращении ее утраченной территории, еще треть предпочла бы подтолкнуть Украину к переговорам о заключении мирного соглашения с Россией, в то время как последняя треть по-прежнему сомневалась.
Один из соавторов отчета об опросе сказал: “Поразительным в состоянии общественного мнения по отношению к Украине является его поразительная стабильность - хотя конфликт не заморожен, во многих аспектах общественное отношение изменилось.”
Другой соавтор доклада Марк Леонард признал: “Существует глубокая пропасть между тем, что является победой, и в чем на самом деле заключается цель поддержки со стороны Европы”.