МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

На Западе что-то назревает: НАТО готовится к радикальному сдвигу по Украине

Но этот сдвиг отнюдь не предопределен

Работа политического аналитика заключается в следующей формуле: разъяснять, объяснять и пояснять. Но иногда ты чувствуешь себя героем известного анекдота об уроке русского языка в школе в грузинской глубинке: «Педагог: «Дети, слова «учител», «победител» пишутся с мягким знаком на конце, а слова «вилька», «тарелька» пишутся без мягкого знака». Вопрос от Гоги: «Учител, как это можно объяснять?» Педагог: «Объяснить это невозможно. Это надо просто запомнить». Следуем этой мудрой рекомендации – запоминаем те звучащие сейчас на Западе политические сигналы, которые пока не поддаются (или не в полной мере поддаются) рациональному объяснению.

Фото: Global Look Press

За несколько дней до начала СВО в феврале 2022 года лидер немецкой оппозиционной партии ХДС (той самой, которая ранее руководила Ангела Меркель) Фридрих Мерц сделал примирительное заявление в адрес России: «Россия – европейская страна. И именно поэтому мы должны однажды снова поговорить с Россией об общей европейской политике… Россия по-прежнему является системным противником и серьезной военной угрозой для Европы… Однако в долгосрочной перспективе нам нужно снова рассматривать РФ как европейскую страну, способную активно и мирно участвовать в европейском политическом порядке». Судьбоносные события 24 февраля полностью изгнали из мозга Мерца все «голубиные» качества и превратили его в яростного врага Москвы, постоянно критикующего канцлера Шольца за его недостаточно агрессивную позицию по отношению к России. И вот новый поворот: лидер ХДС сделал полный круг и частично вернулся к тем взглядам, которые он высказывал накануне начала СВО.

В ходе третьей декады июня 2024 года Фридрих Мерц сначала полетал на истребителе (интересно, он в курсе, что это фирменная фишка Путина?), а потом внезапно поменял свою позицию по украинскому кризису. Лидер ХДС больше не бичует канцлера Шольца за его отказ поставлять официальному Киеву ракеты Taurus. Теперь он считает, что текущие геополитические реалии делают такой отказ полностью оправданным: «Я поддерживаю решения, которые приняло правительство по этому вопросу. Я считаю, что мы сделали слишком мало и слишком поздно. Я всегда говорил, что в самом начале нужно было сделать больше. Но сейчас уже 23 июня 2024 года. Нет смысла оглядываться на два с половиной года назад. Мы должны смотреть вперед».

И что там впереди, по версии лидера немецкой оппозиции? Вот что: «Мы должны видеть, что открываем возможности в какой-то момент положить конец этому конфликту». И надо же было такому случиться! Аналогичные мысли практически одновременно посетили и другого политика, которого можно с полным на то основанием назвать еще более мотивированным оппонентом Москвы, – руководителя аппарата Владимира Зеленского Андрея Ермака. На этой неделе известный американский журналист и автор недавно вышедшей биографии Зеленского Саймон Шустер опубликовал в журнале Time статью о том, как Ермак занимается «поисками мира на Украине». У Шустера прямой доступ к первым лицам киевского режима, и поэтому его текст прямо-таки кишит «вкусными» подробностями и ранее неизвестными деталями. Из этих деталей наибольший интерес в России вызвали новые «разоблачения» от Давида Арахамии – парламентского лидера партии Зеленского, который весной 2022 года выполнял функции главного украинского переговорщика с Москвой. Оказывается, Запад порекомендовал Киеву «не соглашаться на эфемерные гарантии безопасности со стороны России». 

Учитывая реальную готовность Кремля договориться с Киевом о прекращении конфликта в марте-апреле 2022 года, формулировка «эфемерные гарантии безопасности» – это, конечно, очень сильно. Однако, с моей точки зрения, слова Арахамии – это все равно старая и уже много раз пережеванная «жвачка». Что реально интригует в статье Шустера, так это ее концовка: «Ермак готовится к следующему большому испытанию – встрече с русскими лицом к лицу». Мотивируется этот тезис так: недавняя «мирная конференция» в Швейцарии закончилась для официального Киева не очень удачно. Самые влиятельные страны глобального юга заявили, что без участия России подобные мероприятия не имеют особого смысла, а такой пламенный союзник Украины, как президент Чехии Петр Павел сообщил, что, по его мнению, «у Украины нет шанса превратить войну в быстрый успех…русские совсем не чувствуют давления сесть за стол переговоров».

Казалось бы, в свете постоянных заявлений Зеленского о том, что мир с Россией возможен только на его условиях, из этого следует, что никаких таких переговоров с русскими ожидать не приходится. Однако Шустер – человек, который безусловно сочувствует Украине и совсем не сочувствует России, но является при этом трезвым и достаточно объективным внешним наблюдателем, – делает прямо противоположный вывод: «Когда саммит закончился, его, возможно, самым весомым результатом стало обещание пригласить русских на следующий саммит. Они надеются организовать его в Саудовской Аравии до конца этого года. «Теперь пауз не будет, – заявил Зеленский после своего возвращения в Киев. – Мы сделали первый осязаемый шаг по направлению к миру».

Что это – обычное политическое пустозвонство, так свойственное бывшему деятелю «Квартала-95»? Вполне возможно. Но давайте не будем игнорировать и еще один факт. Намеки или даже прямые указания на то, что позиция Запада или уже начинает сдвигаться, или может скоро сдвинуться, звучат и из уст гораздо более авторитетного источника – Владимира Путина. ВВП по завершении своего визита во Вьетнам несколько дней тому назад – о реакции Запада на его недавно озвученный мирный план: «Я не уверен, что такое (негативное. – МК) отношение к сделанным нами предложениям будет сохраняться вечно. Уже сейчас слышны голоса некоторых политиков, которые говорят о том, что да, может быть, это ультиматум, да, избыточные требования, но отказываться нельзя, нужно подумать и разобраться». 

Я чересчур вольно и широко интерпретирую слова президента РФ? Такое тоже возможно. Наверное, самым честным будет прямо признать: у нас нет достаточного объема информации для того, чтобы что-то корректно и убедительно интерпретировать. Иногда все мы немного «Гоги и его учитель».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах