«Инспирированный США и их союзниками бессрочный ограничительный режим Совета безопасности (СБ) ООН в отношении КНДР должен быть пересмотрен. Раз за разом воспроизводимые западниками пропагандистские штампы уже не в состоянии замаскировать их агрессивные замыслы, в том числе и в регионе Северо-Восточной Азии», – об этом заявил по итогам переговоров с северокорейским лидером Ким Чен Ыном президент России Владимир Путин.
Введенные против Северной Кореи санкции – тема давняя. Совет Безопасности ООН ввел ограничительные меры против КНДР в 2006 году после первого испытания северокорейского ядерного оружия. К требованию прекратить проведение подобных испытаний присоединился запрет экспорта в страну ряда военной техники и предметов роскоши.
Дабы контролировать соблюдение санкций, был создан Комитет Совбеза по санкциям в отношении КНДР.
Помимо Совета Безопасности ООН персональные ограничительные меры ввел Европейский союз, США, Южная Корея, Япония и Австралия.
Путин также добавил: «Мы выступаем против практики применения политически мотивированных санкций и ограничений. Такие нелегитимные действия лишь расшатывают мировую экономическую и политическую систему».
Заявления Путина действительно логичны. Они назрели давно. Однако в число постоянных членов СБ входят не только Россия, но также Китай, США, Великобритания и Франция. И если у России и Китая есть общая логика, то остальные три члена живут на своей волне и точно не согласятся что-либо пересматривать. Тогда как технически может выглядеть этот процесс?
– Технически отменить решение Совбеза ООН можно единогласным решением всех постоянных членов СБ, – поясняет политолог Алексей Макаркин. – Это как с решением 1950 года – о размещении войск ООН на Корейском полуострове. Советский Союз бойкотировал заседания Совета Безопасности, но было принято решение о направлении контингента ООН на Корейский полуостров, по сути, американских войск с небольшим дополнением союзников США для «спасения» Южной Кореи от Северной. С тех пор эти решения не отменены. Прошло уже больше 70 лет. Уже многие международные реалии изменились неоднократно, а решения не отменены. Для этого требуется единогласие пяти постоянных членов.
Политолог считает, что Россия может выступить со своей инициативой, призывом отменить санкции, но три страны будут против – США, Великобритания и Франция. Для того чтобы провалить решение, достаточно одной страны из этих трех.
– Поэтому санкции против Северной Кореи отменены не будут, – считает Алексей Макаркин. – Другое дело, что эти санкции можно соблюдать, а можно нет. И Россия может их не соблюдать. Это, конечно, большая редкость, когда постоянный член Совбеза не соблюдает санкции в отношении той страны, за которую он голосовал в другой геополитической реальности. Я такого не припоминаю в практике ООН.
Тогда возникает еще один вопрос – что Совбез ООН может сделать с такой страной? Алексей Макаркин отвечает так на этот вопрос:
– Ничего. Потому что если ты не соблюдаешь санкции, то, по идее, против тебя могут быть введены санкции. Но тут принцип единогласия уже будет работать на Россию. Для того чтобы ввести санкции против России, необходимо, чтобы эти санкции поддержала Россия. А это уже сюрреализм. Поэтому РФ может нарушить эти санкции и по линии ООН ей ничего не будет.