МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Выяснилось, почему вузам невыгодно отчислять студентов с плохой успеваемостью: Матвиенко призвала переходить к делу

Вместо абстрактных записей “бакалавр” или “магистр» в дипломе будет указана конкретная специальность

На сегодняшний день осуществляется пилотные проекты в шести ведущих Университетах страны по реформе высшего образования. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко призвала “от пилотов переходить к государевому указу”.

Фото: Наталья Мущинкина

Правительственный час в Совете Федерации в среду посетил министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Вместе с ним пришли ректоры МИСИС Алефтина Черникова и ТГУ Эдуард Галажинский. Поприветствовали их с балкона студенты РГГУ и, как правильно заметила Валентина Матвиенко, получили возможность впервые “увидеть своего министра вживую”.

А министр предоставил очень подробный рассказ о реформах системы высшего образования в России. Всего в РФ 735 вузов из них 227 частных, но даже среди государственных много учреждений разных министерств и ведомств, которые вправе самостоятельно принимать стратегию развития вуза, включая его кадровую политику и критерии оценки деятельности. И эту ситуацию приходится учитывать при подготовке федеральных указаний.

Сейчас проводится пилотный проект в шести ведущих вузах страны, где по новым программам обучается 5 тысяч студентов. Им не надо доучиваться в магистратуре после первой ступени высшего образования! В результате этого эксперимента министерство науки и высшего образования пришло к выводу, что в дипломе выпускника не должно быть абстрактных записей “бакалавр” или “магистр”. Их заменит конкретная специальность, которую студент получил в вузе. Эдуард Галажинский сказал, что в их вузе “создано новых 13 программ, которые с сентября планируется довести до 30”.  Также по просьбам работодателей в приложении к диплому будут указываться дополнительные специальности, которые освоил выпускник во время учебы (планируется от двух до трех) и психологические компетенции, например, способность к работе в команде. Магистратуру сократят до одного года и новой ее целью будет обучение будущих ученых и преподавателей и защита их научных работ. Потому что сейчас в магистратуру идут 70 процентов бакалавров, что увеличивает время их выхода на рынок труда. 

Пилотные проекты убедили министерство в важности сохранения баланса между фундаментальными дисциплинами и практикой производства. Так теперь решено увеличить объем базовых теоретических представлений на I-II курсах вузов, например, для инженеров по математике и физике. Но к фундаментальным дисциплинам Фальков относит и предметы “ценностного каркаса”: историю и философию. Преподавателям этих дисциплин будет увеличена зарплата с нового учебного года.

Острым вопросом остается финансирование вузов по нормативно-подушевому принципу. Поскольку он создает ситуацию, когда вузам выгодно не отчислять студента, даже с очень плохой успеваемостью. Поэтому Валерий Фальков хотел бы перевести вузы на финансирование, связанное с объемом приема на I курс. Также необходима координация между представителями вузов и работодателей по установлению сроков обучения. “Потому что вузы заинтересованы в их повышении, а работодатели в сокращении”, - сказал Валерий Фальков.

Сенаторы задали министру еще несколько сложных вопросов, например, как обстоит дело с образованием аграриев? Фальков ответил, что там сложная ситуация, потому что “несмотря на то, что сельское хозяйство сейчас имеет большие инвестиции и использует передовые технологии, цифры приема в аграрные вузы падали”. Но сейчас удалось немного улучшить ситуацию, благодаря повышению порога баллов для поступления: “Вузы опасались, что не наберут студентов, а оказалось, что их выбрали более квалифицированные школьники”. Но, как и в прочих отраслях специализации вузов, необходимо повышать уровень подготовки преподавателей и перерабатывать образовательные программы. По поводу них Фальков высказался, что “необходимо иметь возможность корректировать программы каждый год”, но без увеличения бюрократической нагрузки на преподавателей по созданию методологической базы.

Валентина Матвиенко подчеркнула, что “дискуссия это хорошо и правильно, но нужно уже конечное измерение, невозможно все время находиться в процессе. Люди спрашивают: каким будет высшее образование?” Чтобы не волновать людей надо от пилотных проектов переходить к законодательным решениям. Пока министерство науки и высшего образования планирует тиражировать пилотные проекты на филиалы ведущих вузов, которые в них участвуют, в том числе на филиалы МИСИС в Узбекистане.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах