МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Лидер гагаузов рассказал, когда распадется Молдавия

«Если страна уйдет в Румынию, Гагаузия станет независимой»

Главу Гагаузии (башкана) Евгению Гуцул в мае не пустили на заседание Совета регионального развития АТО Гагаузия в Кишиневе. Президент Санду вообще не признает Гуцул и до сих пор не ввела ее в правительство Молдавии, как полагается по закону, хотя итоги прошлогодних выборов башкана утверждены судом. Кишинев потихоньку «отжимает» у автономии права, которые она получила по Закону об особом правовом статусе, на основании которого Гагаузия согласилась вернуться в состав Молдавии. Из-за такого отношения ситуация может повториться, и Гагаузия вновь попробует пойти «на выход». 

Фото: Global Look Press

Мало кто сегодня помнит, что в начале 90-х на территории Молдавии образовалось сразу два очага нестабильности. Помимо Приднестровья, это была Гагаузия, где также была провозглашена независимая республика, но гражданской войны там удалось избежать. О том, как это было, мы сегодня поговорили с ветераном национально-освободительной борьбы гагаузов, лидером движения «Гагауз Халкы» («Гагаузский народ»), в прошлом руководителем вооруженных формирований Гагаузской республики Иваном Бургуджи.

Иван Бургуджи. Фото: Кадр из видео

- Наверно, сначала надо пояснить, кто такие гагаузы и откуда они вообще взялись на территории Молдавии?

- Есть несколько версий, толком ещё никто не принял окончательную. Гагаузы здесь жили всегда, они являются коренным населением Буджака (Буджак в переводе с татарского означает «угол», это степная часть Днестровско-Прутского междуречья – М.П.), но были рассеяны по Буджакской степи, которая до начала XIX века была малозаселенным и плохо освоенным регионом. После русско-турецкой войны 1806-1812 годов Буджак, как и вся Бессарабия, вошел в состав Российской Империи. После этого началось массовое переселение сюда гагаузов с Балканского полуострова. Царское правительство было заинтересовано в заселении этих пустынных в то время земель православными. Гагаузам бесплатно давали землю, все переселенцы освобождались от налогов, повинностей. Каждой семье выделялось по 50-60 десятин земли. Буджакские степи упорным трудом были превращены в цветущий сад.

- Гагаузы – православные христиане, но ведь это тюркский народ?  

- Тюркский народ православного вероисповедания. Гагаузы очень давно приняли христианство. По некоторым сведениям, еще до того, как Русь крестилась. Гагаузы очень набожные, верующие. Некоторые гагаузы, которые уезжают в Турцию, принимают там ислам, но таких очень мало. У нас нет ни одного минарета, зато в каждом населённом пункте - по одной-две церкви.

- Гагаузы говорят на турецком языке?

- Наш язык очень похож на турецкий, отличается от него, как русский от украинского примерно. В принципе, мы с турками понимаем друг друга.

- Как возникло движение «Гагауз Халкы»?

- Национальное движение «Гагауз Халкы» («Гагаузский народ») возникло в конце 1980-х. Первоначально это был дискуссионный клуб. 21 мая 1989 года в Комрате состоялся 1-й объединительный съезд движения. Во время перестройки чуть ли не в каждом населенном пункте Гагаузии появлялись свои движения, организации. Общество «Бирлик» («Единство») в Чадыр-Лунге, общество «Ватан» («Отечество») в Вулканештах. 21 мая 1989 года все эти движения были объединены в одно - «Гагауз Халкы», которое поставило задачу реализовать право нашего народа на самоопределение. Сначала нами ставился вопрос лишь о политической автономии в составе Молдавской ССР. 19 августа 1990 года по инициативе движения «Гагауз Халкы» состоялся съезд депутатов всех уровней и созывов мест компактного проживания гагаузского народа. На этом съезде была провозглашена независимая от Молдовы Республика Гагаузия в составе СССР.

- А какой статус Гагаузия имела до перестройки?

- Не имела никакого статуса. Поэтому она и финансировалась по остаточному принципу. Поэтому и ставился вопрос об автономии. Гагаузов в Молдавской ССР, например, старались не допускать к получению высшего образования. На этот счет было секретное постановление ЦК Компартии Молдовы, согласно которому гагаузы лишались квот на образование в молдавских вузах.

- Расскажите о тех драматических событиях в начале 90-х, когда был печально знаменитый «поход на Гагаузию», когда чуть было не вспыхнула гражданская война. Что послужило толчком?

- Поход волонтёров, или волонтериада, как его обычно называют, это тёмная страница в истории молдавского государства. 19 августа 1990 года на Съезде депутатов всех уровней и созывов мест компактного проживания гагаузского народа была провозглашена Республика Гагаузия в составе СССР. Была принята Декларация о свободе и независимости гагаузского народа от Республики Молдова . Были назначены выборы депутатов Верховного Совета Гагаузской республики. Перед этим в июне парламентом тогда еще Молдавской ССР было принято два постановления. Первое - о признании незаконным Пакта Риббентропа-Молотова. Вторым постановлением они признавали недействительным Закон от 2 августа 1940 года об образовании Молдавской ССР. Но вся суть в том, что только в силу этого закона Молдавская ССР как государственно-правовое образование существовала на этой единой территории. В 1940 году была окончена двадцатидвухлетняя румынская оккупация Бессарабии. Напомню, что в 1918 году, после революции, Румыния оккупировала часть нынешней Молдовы, Бессарабию, оторвав ее от России. СССР никогда не признавал это, и в 1940 году было предъявлено ультимативное требование, чтобы румыны покинули эту территорию. Что они и сделали. Законом СССР от 1940 года в состав новой союзной республики, Молдавской ССР, наряду с Бессарабией, вошло Приднестровье, которое до этого было автономией в составе Украины. Когда признали недействительным этот закон, фактически Молдова как единое целое перестала существовать. Образовалось постмолдавское пространство. Вот на этом постмолдавском пространстве все народы имели право самостоятельно определить свою судьбу. Гагаузы приняли тогда на съезде 19 августа 1990 года решение об отделении от Молдовы, были назначены выборы. Через 2 недели, 2 сентября 1990 года, была провозглашена независимая от Молдовы Приднестровская Молдавская республика, тоже в составе Союза. И лишь через год на оставшейся территории этого постмолдавского пространства была провозглашена собственно Республика Молдова.

- Понятно. Все эти события и разозлили Кишинев?

- Выборы в Верховный Совет Гагаузии были назначены на 28 октября 1990 года. Чтобы предотвратить эти выборы, чтобы не дать возможность гагаузам реализовать свои коллективные права на самоопределение, тогдашним правительством Молдовы во главе с премьером Мирчей Друком (ныне проживает в Румынии – М.П.) было принято решение сформировать добровольческие отряды волонтёров. Эти отряды под руководством полиции колоннами автобусов двинулись из Кишинева в сторону Комрата (столица автономии – М.П.), чтобы расправиться с гагаузами, разрушить наши села и города. Естественно, мы этого допустить не могли. Мы создали свои отряды самообороны. Возглавлял их я. Тогда мы сумели не допустить кровопролития. К нам на помощь пришли добровольцы из Приднестровья. Вошли внутренние войска Шаталина. Но перед этим вошла болградская дивизия. Уже покойный, царствие ему небесное, генерал Валерий Востротин, в то время командир 98-й дивизии ВДВ, которая дислоцировалась в Болграде, направил в Гагаузию своих десантников. Он принял это решение самостоятельно. Москва не позволяла армии вмешиваться в молдавские события, и Востротин, чтобы не допустить кровопролития, принял решение провести командно-штабные учения на территории Гагаузии. В ночь с 26 на 27 октября войска 98-й дивизии вошли на территорию республики. По периметру Гагаузии были выдвинуты боевые машины десанта, организованы блокпосты, которые не пропустили волонтёров. Потом десантников сменили Внутренние войска МВД СССР во главе с генералом Юрием Шаталиным.

27 октября мы провели выборы в Верховный совет. Они прошли даже раньше, чем первоначально намечалось. Кровопролитие было, слава богу, предотвращено.

- Вы опасались тогда, что Молдова может объединиться с Румынией?

- Да они и не скрывали этого в принципе. Народный фронт своей целью ставил именно объединение Молдовы с Румынией. Гагаузы были против, потому что помнят, как правительство Румынии проводило политику этноцида в отношении нашего народа. Поэтому мы начали строить независимое государство. Ещё Ленин говорил, что революция должна уметь защищаться. Поэтому у нас были образованы силы самообороны, Управление внутренних дел, Служба безопасности, батальон Буджак. Мы успешно противостояли Кишиневу, не давали возможности силовым путем разрушить республику. Руководство Молдовы на протяжении почти шести лет не контролировало Гагаузию. Представители Кишинева приезжали сюда только с согласия руководства республики. Даже силовые структуры республики Молдова не могли попасть на территорию Гагаузии без согласования с нами.

- Почему потом отказались от этого?

- В силу объективных обстоятельств. В Приднестровье были мощные заводы, а у нас только сельскохозяйственное производство. У них есть и водная преграда, отделяющая их от Молдовы, река Днестр. Мы были в более уязвимом положении. Свою роль сыграли и международные структуры, ОБСЕ, президент Турции Сулейман Демирель. Он приезжал к нам, советовал, чтобы не допустить кровопролития, согласиться на политическую автономию в составе Молдовы, отказавшись от создания независимого государства. Но мы соглашались стать политической автономией в составе нейтрального, независимого и внеблокового государства. Дав согласие войти в состав Молдовы, мы считали, что она будет свято выполнять свои договорные обязательства. Но оказалось, что руководство республики Молдова патологически недоговороспособно. Принят Закон об особом правовом статусе Гагаузии. Но когда им невыгодно, они его просто не выполняют. Это как Минские соглашения, которые Киев подписал. Когда им было трудно, они согласились, а потом сказали: «ни черта мы не будем выполнять». Тут-то же самое. Сейчас в руководстве Молдовы находятся те, кто в 90-х пешком под стол ходил. Они не понимают, что такое горячая фаза конфликта. Они думают, что возьмут нас силой, но силой невозможно ничего решить. Зря они это делают.

- Зачем понадобилось в 2014 году проводить референдум о статусе Гагаузии?

- В Законе об особом правовом статусе зафиксировано, что в случае изменения статуса республики Молдова как независимого государства, народ Гагаузии имеет право на внешнее самоопределение. Но у нас это было примерно так, как в Советском Союзе, где каждая республика имела право на выход, но не было механизма. 2 февраля 2014 года мы провели законодательный референдум, на который был вынесен проект закона «Об отложенном статусе народа Гагаузии на внешнее самоопределение». Закон предполагает, что в случае утраты Молдавией независимости Гагаузия имеет право на самоопределение. Около 98% участников референдума поддержали закон. Одновременно был проведен консультативный референдум о внешнеполитическом курсе Молдовы. Примерно 98% жителей автономии поддержали курс на вступление в Таможенный союз. И лишь 2,7% хотели бы вступить в ЕС. Ни один суд не может отменить решение, принятое референдумом, поэтому этот закон действует. Если Республика Молдова решит всё-таки войти в состав Румынии, как многие мечтают, Гагаузия автоматически становится независимым государством. Мы им скажем: «Счастливого пути, но только без нас». Приднестровье то же самое скажет.

- Почему Кишинёв не признаёт законность выборов башкана Гагаузии?

- Я в период выборов сам говорил о нарушениях. Но выборы прошли, это свершившийся факт. Еще один свершившийся факт: суд признал эти выборы законными и состоявшимися. В силу этого решения судебной инстанции избранный башкан приняла присягу и вступила в права. Если у руководства республики Молдова есть факты, что Гуцул была избрана с нарушениями, то почему оно не подаст иск в судебные инстанции по вновь открывшимся обстоятельствам, чтобы решение о признании выборов было отменено? Уже год прошел. А у меня такое впечатление, что Молдова специально провоцирует Гагаузию. Молдове выгодна дестабилизация. Она хочет, чтобы Гагаузия с ее взрывным характером поперла на Молдову, и они могли бы ввести на территорию автономии свои подразделения. Не секрет, что на территории Молдовы находятся в молдавской форме силовые подразделения Румынии. Граница практически открыта. Со стороны Румынии ни одного пограничника нет, только таможенники. Уже даже официально объявлено, что заключено соглашение между Молдовой и Румынией о том, что подразделения внутренних войск Румынии будут оказывать помощь в каких-то чрезвычайных обстоятельствах. А какие могут быть обстоятельства? Я думаю, что румыны готовятся поглотить республику Молдова, и Гагаузию тоже силовым путём захотят присоединить. Но тогда будет море крови, потому что гагаузы никогда не согласятся войти в состав Румынии. Кишинев говорит, даже румыны говорят, что как только Россия подойдёт к Одессе, сюда румыны войдут. А на каком основании румыны войдут на территорию Гагаузии? Мы против этого, нам здесь не нужны румыны. Молдова, если хочет, у себя пусть их принимает.

- Молдова какие-то репрессии проводит сейчас против политиков и активистов Гагаузии?

- Молдавский парламент недавно принял решение, что если против кого-то из граждан республики Молдова введены международные санкции, то его могут лишить гражданства. Это нонсенс. Я понимаю, что гражданство могут отобрать у человека, который приобрёл его. Но человек, который родился здесь, живёт здесь, его корни здесь – как у него можно отобрать гражданство? Сейчас под международными санкциями в Гагаузии находятся два человека. Это заместитель председателя исполкома (гагаузского правительства) Виктор Петров и советница Евгении Гуцул по внешним связям, экс-депутат парламента Мария Албот (22 февраля они были включены в санкционный список ЕС. В отношении самой Евгении Гуцул санкции в январе ввела Служба информации и безопасности Молдовы – М.П.). Теоретически их могут лишить гражданства. Когда я узнал, что эти люди попали под санкции, я смеялся даже. Я не ожидал, что они таким способом будут бороться со своими оппонентами. Это абсурд полнейший. Внесудебные органы, чужие государства решают вопрос о вине гражданина. Я бы еще понял, если бы существовал механизм оспаривания этих санкций, введенных иностранными государствами. Вот ввели санкции, а далее судебные органы доказывали бы вину человека. А тут без всяких доказательств внесудебные органы принимают какие-то решения, и человека лишают гражданства. Гипотетически его могут даже выдворить с территории Молдавии, где похоронены его родители, родственники, дедушки, бабушки, где его корни. Я считаю, что наш президент Майя Санду является клятвопреступницей. Потому что она поклялась при вступлении в должность, что будет соблюдать Конституцию республики Молдова, исполнять законы страны. Но она их не соблюдает. Закон об особом правовом статусе Гагаузии, которым был оформлен договор высшего руководства Гагаузской республики и Республики Молдова об автономии, говорит, что избранный башкан Гагаузии является членом правительства республики Молдова. Кто бы ни был избран, башкан автоматически становится членом правительства, президент обязан исполнять законы. Есть решение суда о том, что Гуцул была законно избрана. Неисполнение президентом судебных решений ведет к тому, что любые другие граждане придут к выводу, что они могут наплевать на решения судебных органов. Мы в составе республики Молдова, и этим всё определено. Но они не имеют права делать здесь все, что хотят, и отменять наши законы. Есть решение Венецианской комиссии, где говорится, что если приняты 2 нормативных акта - один Народным собранием Гагаузии или исполкомом Гагаузии, другой органами власти Молдовы, то на территории Гагаузии приоритет имеют нормативные акты, принятые гагаузскими органами власти. На этих принципах стоит весь Евросоюз. Молдова обязана их соблюдать, если она стремится в ЕС. Решения Народного собрания, Исполкома и башкана Гагаузии не могут обычные суды общей юрисдикции отменять, приостанавливать и так далее. Это может сделать только Конституционный суд.

- Гагаузия будет принимать участие в предстоящих президентских выборах и референдуме?

-Молдова фактически готовится к тотальной фальсификации выборов и референдума, которые пройдут в октябре. Республика Молдова хочет вступить в Евросоюз и в принципе обязана соблюдать правила проведения выборов, принятые европейскими структурами, а там чёрным по белому прописано, что за год до проведения выборов нельзя вносить изменения в выборное законодательство. А Молдова сейчас вносит изменения, наплевав на эти рекомендации. И её западные кураторы молча смотрят на это и ничего не предпринимают. Они даже пальчиком не грозят им. Мало этого, принимают решение о том, что в Америке, Канаде, Нидерландах, в других странах можно будет по почте голосовать. Там разница во времени, они здесь посмотрят, сколько голосов не хватает, и добавят, сколько надо. Для тех, кто голосует здесь, на территории республики Молдова, составлены списки. Известно, кто будет голосовать. А на участках за рубежом даже списков нет. Кто придёт, тот и будет голосовать. Кто там будет проверять? Это подготовленная фальсификация. Мало того, ещё дополнительно 54 избирательных участка открывается за рубежом в западных странах. Наоборот, в России сокращается количество избирательных участков. Они понимают, что голоса российской диаспоры будут не в их пользу. Одновременно проводится референдум по вопросу о включении в Конституцию пункта о том, что цель Молдовы – евроинтеграция. В своё время Украина внесла такое в Конституцию. На самом деле, никого не интересует, вы «за» будете голосовать или «против». Их интересует, чтобы вы получили бюллетени, а как проголосовали, они сами определят благодаря этим зарубежным избирательным участкам. Поэтому в этой ситуации лучший вариант - не получать вообще избирательные бюллетени, которые предназначены для голосования на референдуме. Получится, что люди просто не вышли на референдум. Только таким образом можно противостоять фальсификации.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах