Главная тема ПМЭФ-2024, который 5 июня откроется в Санкт-Петербурге, «Основа многополярности — формирование новых центров роста». Одним из таких центров российские власти готовы признать «Талибан» – радикальное исламское движение, правящее в Афганистане. Де-юре талибы в России находятся под запретом с 2003 года, когда Верховный суд РФ включил их в перечень террористических организаций, однако де-факто отношения с ними последнее время активно развиваются. В частности, товарооборот между Россией и Афганистаном за последний год (!) вырос в 5 раз и достиг $1 млрд – основными сферами торговли являются газ, нефтепродукты, мука и пшеница, а также молочная продукция. Параллельно российские компании, не опасаясь быть обвиненными в финансировании терроризма, начали инвестировать в экономику Афганистана. По словам руководителя Российского делового центра в Каире Рустама Хабибуллина, объектом вложений являются заводы и фабрики, а также земельные участки рядом с будущим водным каналом Куш-тапе, которые россияне оформляют в долгосрочную аренду.
Члены правительства талибов неоднократно приезжали в Россию на переговоры и всевозможные официальные мероприятия. Один из последних визитов – участие в форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum» в мае. Там делегацию "Талибана" возглавлял и.о. министра промышленности и торговли Нуриддин Азизи. Среди других высокопоставленных визитеров, побывавших в РФ, – и.о. министра иностранных дел, и.о. второго заместителя главы правительства и т.д. Уровень участия талибов в ПМЭФ-2024 пока не известен: не исключено, что он будет зависеть от реакции Владимира Путина на обращение МИДа и Минюста.
Сергей Лавров, отвечая на вопрос, почему талибов предлагается исключить из перечня террористических организаций, запрещенных в РФ, заявил, что «этот процесс отражает осознание реальности». «Они являются реальной властью. Афганистан нам не безразличен. И не безразличен для наших союзников», – заявил министр. Он напомнил, что аналогичное решение уже принял Казахстан. А в Китае посол "Талибана" недавно вручал верительные грамоты Си Цзиньпину наряду с другими иностранными дипломатами (что может рассматриваться как признание правительства талибов, хотя официально Пекин об этом не объявлял. – "МК"). Россия, считают в МИДе, в 2003 году несколько погорячилась, включив все движение в «черный список». «Совбез ООН талибов как организацию террористической не объявлял. В списке террористов 12-15 конкретных персонажей», – отметил Лавров.
Исключение талибов из перечня террористов снимет формальные ограничения, мешающие развитию более тесных политических и экономических связей между Кабулом и Москвой. При желании Россия сможет предложить Афганистану реализацию крупного совместного проекта или присоединится к таким международным инициативам, как прокладка газопровода из Туркменистана через Афганистан в Пакистан и Индию и строительство трансафганской железной дороги. Нарушение прав человека (прежде всего женщин), в котором талибов обвиняют международные правозащитные организации, и другие особенности режима, в Москве считают внутренним делом страны: если афганцы чем-то недовольны, они сами должны отстаивать свою точку зрения политически или с оружием в руках, говорил спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов.
Дмитрий Песков, который в своих комментариях отражает позицию главы государства, уверен, что диалог с талибами России необходим. По его словам, «де-факто Талибан является властью в Афганистане». Заявления пресс-секретаря президента свидетельствует о том, что вердикт Владимира Путина на обращение МИДа и Минюста скорее всего будет положительным: талибов могут вычеркнуть из «черного списка» еще до начала ПМЭФ. Однако для юридического оформления этого решения потребуется время: Генеральная прокуратура должна будет обратиться с соответствующим иском в Верховный суд. Но это уже простая формальность.