НАТО ради ядерного оружия в Швеции
«Если на нашей территории будет война, то это совершенно иная ситуация. Тогда все страны НАТО получат пользу от ядерного зонтика, который должен существовать до тех пор, пока у России есть ядерное оружие», – такое заявление 13 мая в интервью Sveriges Radio сделал премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон.
«Российская угроза» головного мозга присуща сейчас почти всем европейским (да и не только) лидерам. Подхватили вирус, наверное, от своего «старшего брата» в Вашингтоне. Но особенно интересно, когда это делает политик из страны, недавно вошедшей в Североатлантический альянс.
Очень, кстати, хитрый ход совершил Стокгольм. Вскоре Швеция должна проголосовать за Соглашение о сотрудничестве в области обороны с США (DCA). Это соглашение подразумевает установление более тесного партнерства в области безопасности. Соединенные Штаты, согласно соглашению, получают доступ к шведским военным базам и имеют права с момента вступления соглашения в силу размещать там свое оружие. И вот теперь хитрость!
Пункт о запрете на размещение ядерного оружия НАТО присутствует в аналогичном договоре, например, с Норвегией и Финляндией. Глава же шведского правительства отметил, что у Королевства такого запрета нет: «Мы разработали два предложения. В них говорится, что Швеция заявила об отсутствии в мирное время на ее земле постоянных войск или ядерного оружия».
Именно «в мирное время». Кто будет определять, когда мирное время сменяется не совсем мирным – большой вопрос, хотя ответ ясен. Вопреки заявлениям Кристерссона, который утверждает, что, мол, только «Швеция будет решать, когда размещать, а когда нет», все решают же США. Это же ясно, как день. Иначе бы Вашингтон не рулил столь мощной и так в последнее время разросшейся военно-политической организацией.
Но вернемся к нашему персонажу. Шведская пресса после этого заявления сразу начала трубить, что ранее у политика была совсем другая позиция. Кристерссон заявлял, что вообще не хочет видеть ядерных бомб на своей территории. Но все это лукавство.
Отмотаем время до начала 2023 года. Во время ежегодной национальной конференции Folk och Frsvar в Сэлене господин Кристерссон заявляет: «В то же время, несмотря на то что другие страны Скандинавии считают это маловероятным, мы считаем, что размещать ядерное оружие на нашей территории в мирное время вполне возможно».
Забыли? Забыли. Хотя здесь, может, справедливее будет сказать – не хотят вспоминать. Ведь еще до вступления в НАТО и во время той же конференции Кристерссон подчеркивал исключительность своей страны, которая дает преимущества для вступления в альянс. Что это за преимущества? Географическое положение, обороноспособность страны, экономика, шведская оборонная промышленность, либертарианские и индивидуалистические ценности, интернационализм и приверженность к миру и глобальной безопасности.
Да-да, «мир и глобальная безопасность» как раз и подразумевают размещение в стране ядерного оружия… Невольно вспоминаются строки из книги про Муми-троллей финской писательницы Туве Янсон: «В мире нет ничего страшнее нас самих».
Гимнаст, сделавший сальто в политику
Ранняя жизнь Ульфа Кристерссона интересна деталями. Он родился в семье ученых, детство провел в старинном сталелитейном городе Торшхела. Название города, к слову, происходит от имени бога Тора (бог грома и молний).
Как можно увидеть в англоязычных описаниях биографии Кристерссона, он был «элитным гимнастом». Звучит не вполне ясно, что это значит, но объясняется все просто. Юный Ульф выступал за гимнастическую ассоциацию Эскильстуны. Он участвовал как в командных, так и в индивидуальных состязаниях. В этом статусе он участвовал в местных престижных соревнованиях по этому виду спорта. Так как это были индивидуальные состязания, амбициозный Ульф надеялся на серьезное продвижение.
Но в 2021 году в газете Politikbyrån SVT появляется весьма любопытное откровение бывшего одноклубника Кристерссона – Томаса Молина. Отец Томаса – Андерс – был тренером мальчиков. Томас признался, что тайно выступал на соревнованиях хуже, чтобы Ульф получил более высокий балл: «Мы соревновались в Катринхольме и знали, что он хочет продолжить, поэтому я намеренно пропустил один или два снаряда, чтобы он набрал более высокий балл, чем я, чтобы он продолжил».
Так вот, оказывается, как Ульф Кристерссон добивается высот? Но не только гимнастика занимала будущего премьер-министра. Уже в подростковом возрасте он начал проявлять живой интерес к политике, и будучи учеником средней школы гимназии Св. Эскила в Эскильстуне, Кристерссон и несколько друзей сформировали отделение умеренной школьной молодежи. Это была организация Умеренной партии для шведов младшего и старшего школьного возраста.
После школы служил в полку связи в коммуне Энчёпинг, окончил службу командиром взвода. Поступив в Уппсальский университет в 1985 году, он получил степень бакалавра экономики. Тогда же Кристерссон был избран председателем Лиги умеренной молодежи. И тут символично: когда организация встретилась в Ликселе, она была расколота идеологическим конфликтом между либертарианской фракцией, возглавляемой Кристерссоном, и консервативной фракцией, возглавляемой Фредриком Рейнфельдтом (с 2006-го по 2014 год был премьер-министром Швеции). Он-то и сместил Кристерссона с поста председателя.
Так называемая битва при Ликселе стала началом длительного политического соперничества между Кристерссоном и Рейнфельдтом. А сколько потом расколов и нестабильности будет связано с именем Ульфа Кристерссона…
С 1991 года почти 10 лет Кристерссон был членом Риксдага (парламента). Он работал в комитете социального страхования, комитете по образованию, комитете рынка труда. В этот период он также работал менеджером по маркетингу в аналитическом центре свободного рынка Timbro и был автором или соавтором еще не менее четырех книг, в том числе «Неработающее поколение». В этом труде он, например, сравнил шведское регулирования рынка труда с апартеидом. Это вызывало противоречия.
Некоторое время поработал в сфере коммуникации, связей с общественностью. А после этого уже вернулся на выборную должность, став муниципальным комиссаром, ответственным за финансы и экономические вопросы (фактически мэром) Стренгнеса. Чуть позднее стал заместителем мэра Стокгольма, а тем временем старый соперник Кристерссона Фредрик Рейнфельдт поднялся до лидера умеренных в 2003 году и премьер-министра в 2006 году.
По возвращении Кристерссона в Риксдаг он успел поработать в министерстве здравоохранения и социальных дел в правительстве своего соперника. С 2017 года стал лидером Умеренной коалиционной партии.
Премьер-министр угрей и «фабрики троллей»
На парламентских выборах 2018 года ни тогдашний премьер Стефан Лёвен, ни лидер умеренных Кристерссон не смогли заручиться достаточной поддержкой со стороны других партий, чтобы собрать правительство. В итоге у Лёвена получилось, но все продолжало разваливаться.
Когда шведские демократы стали усиливать свою антииммигрантскую риторику, стараясь при этом дистанцироваться от собственных неонацистских корней, умеренные (включая Кристерссона) и другие правоцентристские партии решили рассмотреть возможность сотрудничества с демократами.
Когда были подсчитаны результаты парламентских выборов в сентябре 2022 года, правый блок (включая Шведских демократов) получил 176 мест. Но между умеренными, христианскими демократами, либералами и шведскими демократами продолжились переговоры, в результате которых было принято «Соглашение Тидё». В соответствии с ним было создано правительство умеренных христианских демократов и либералов, поддержанное Шведскими демократами в обмен на обещания коалиции проводить ряд мер, отстаиваемых Шведскими демократами, включая более строгий пограничный контроль и более суровые наказания для преступников.
Кристерссон стал премьер-министром 18 октября 2022 года. Однако же такие альянсы не могут быть такими уж прочными и довольно быстро Кристерссон стал попадать в скандалы.
В 2023 году новый премьер оказался в центре скандала с выловом угря. Нет, ловил он его не сам, а Питер Магнус Нильссон – Кристерссон нанял его в качестве главного советника. Магнус Нильссон был признан виновным в незаконном вылове угря и лгал об этом полиции.
Нильссон был принят на работу в октябре 2022 года, через год после того, как Шведское агентство по управлению морскими и водными ресурсами поймало его (за угря) в ходе рейда.
Кристерссон признал: он знал, что Нильссон нарушил закон, но сказал, что его поведение было «глупым» и не делало его непригодным для этой должности. И вот тут-то социал-демократы оторвались, требуя немедленной отставки Нильссона, заявляя, что он «активно вводил полицию в заблуждение еще в декабре».
«Правительство утверждает, что уделяет первоочередное внимание закону и порядку… поэтому крайне удивительно, что государственный секретарь премьер-министра ввел полицию в заблуждение во время допроса», — заявил пресс-секретарь партии Ардалан Шекараби местной ежедневной газете Dagens Nyheter.
С 2007 года лов угря запрещен в Швеции для всех, кроме небольшого числа лицензированных рыбаков, из-за его статуса находящегося под угрозой исчезновения. Но вот такой лгунишка с проблемами с законом, видимо, очень был нужен Кристерссону и компании.
А вот совсем недавно тень на Кристерссона бросила неожиданно обнаруженная «фабрика троллей» в его коалиции. И вновь руку приложили «Шведские демократы». В программе TV4 «Kalla Fakta» политик от этой партии Джулиан Крун признал, что партия наняла около 10 человек, чтобы они действовали в качестве «онлайн-воинов» перед всеобщими выборами 2018 года. Их работа, среди прочего, заключалась в том, чтобы быть видимыми в социальных сетях и «драться в разделах комментариев»: «Можно назвать это фабрикой троллей».
Ульфу Кристерссону пришлось заявить: «Это серьезные обвинения, и я серьезно отношусь ко всей ситуации». Но шведская пресса успела назвать это «политическим кошмаром для правящей коалиции». «Шведские демократы» формально не являются частью правящей коалиции, но поддерживают ее в обмен на более строгую иммиграционную политику.
Именно поэтому нынешнее шведское правительство подвергается критике за публикации «Шведских демократов». Как пишет Euractiv, «эти разоблачения поставили Кристерссона в более чем неудобное положение: члены правящей коалиции дистанцируются от разоблачений и угрожают разрушить политический баланс, существующий с конца 2022 года».
«Это тот случай, который может легко повредить или даже уничтожить коалицию, учитывая важность крайне правой партии в шведском политическом ландшафте», — сообщил Euractiv источник, близкий к либералам. Но куда уж думать о собственных проблемах, когда тебе надо прикрыться ядерным оружием от ничем не угрожающей России.
Думающий обо всем – кроме Швеции
Когда Кристерссон стал премьер-министром Швеции, на Украине уже шла СВО. Очень быстро королевство стало пробиваться в НАТО (можно сказать, истерично), Стокгольм стал пересматривать свои оборонные расчеты. Для одобрения заявки Швеции Турцией Кристерссон даже сподобился съездить в Анкару и лично поговорить об этом с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. После этого-то быстро стали вноситься поправки к Конституции, которые позволяют применять более жесткие законы в борьбе с терроризмом.
Ясно, что Кристерссон стал ярким представителем русофобских политиков. Например, в марте в интервью Financial Times решил с партнерами по НАТО «защитить остров Готланд от России». Он отметил, что укрепление обороны острова Готланд станет одним из первых вопросов в повестке дискуссий с партнерами по НАТО. Премьер посетовал, что Швеция имеет лишь «небольшое» военное присутствие на Готланде. А «защита» может подразумевать увеличение присутствия шведских военных на Готланде, а также размещение в районе подводных лодок. Готланд, к слову, находится примерно в 330 километрах от Калининграда.
Кристерссон также один из двигателей санкций против России. Он же предложил рассмотреть использование замороженных на Западе российских активов для восстановления Украины: «Наша очевидная отправная точка – приоритет для всех – это Украина».
Также он не очень тепло относится и к Китаю. И это любопытно по одной простой причине: три его приемные дочери – китаянки. В 2000 году Ульф Кристерссон со своей женой Биргиттой Паулиной удочерили 9-месячную Сири, а в 2004 году – 11-месячных двойняшек Сигне и Эллен.
А вот что отец этих девочек говорит об их родине. В беседе с Politico он высказал мысль: «Европа должна знать об американских проблемах безопасности и понимать, какие угрозы представляет собой Китай, чтобы отговорить Дональда Трампа от сокращения поддержки НАТО».
«Я думаю, что европейским странам необходимо больше узнать и понять больше о ситуации с безопасностью в Тихоокеанском регионе, понять, что происходит в Китае, какие угрозы Китай представляет для других азиатских стран», – заявил Ульф Кристерссон.
Забавно, с одной стороны. С другой стороны, даже грустно. Так откровенно говорить о том, что проблемы Америки Европу должны интересовать больше собственных, на такое способен только такой балабол. Но шведам искренне можно пособолезновать.