МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Западные ценности для русской цивилизации: в чем не прав Александр Дугин

Уходим от всех русских болезней и берем на себя роль миссионера

Всем, кто серьезно заинтересован в будущем России, я советую прослушать относительно недавнее интервью Александра Дугина американскому журналисту Такеру Карлсону. Все это интервью ничего не оставляет от ценностей новой русской цивилизации, во имя которой, как говорит сам Дугин, мы добиваемся полной и окончательной победы в СВО. Он учит нас уже давно, что мы должны отказаться от сердцевины европейской либеральной цивилизации, от чувства личности, от индивидуальности, от «мыслей про себя», мы должны забыть о личных интересах...

Фото: ru.wikipedia.org

Но когда я слушал Александра Дугина, то видел перед собой, скажу откровенно, блестящее воплощение европейского индивидуализма: чувство довольства самим собой, чувство уверенности в себе, чувство самоценности своей личности. Дугин, который предлагает нам убивать ценности сатанинской либеральной цивилизации, все время напоминал, что его труды знают на Западе, что даже знаменитый Фукуяма приглашал его на беседы. И чувствовалось, что это интервью — наверное, самый большой праздник в жизни Дугина, ибо он достиг небывалого: интервью на американском телевидении, которое посмотрят миллионы людей на Западе.

О чем это говорит? Нет, не о раздвоении личности Александра Дугина, а о том, что наша элита, герои нашего телевидения времен СВО живут в одной системе ценностей — европейских. Для этих людей Россия, конечно, часть западного мира, и для них успех на Западе — это нечто очень важное. Для них все-таки Запад сегодня играет решающую роль в оценке качества мысли, культурных достижений других народов. А рядом с этим Александром Дугиным живет другой Дугин, который хочет избавить свою страну от всех благ европейской цивилизации, и прежде всего от чувства личного счастья. Этот Дугин смотрит на свое население, на русских как на нечто второстепенное, что можно использовать для воплощения в жизнь его, дугинского мессианизма и, в частности, проекта о создании особой русской цивилизации, которая будет во всем противостоять «буржуазному индивидуализму». И всех людей, разделяющих эту точку зрения, абсолютно не смущает, что их назойливое «Россия не Запад» на самом деле ведет к превращению глубинного русского народа, простого русского человека в раба.

С точки зрения Дугина, русскому человеку вредно простое человеческое счастье. С точки зрения Дугина, мысли о себе, личный успех, чувство индивидуальности — это нечто противоречащее сути новой русской цивилизации. Но кем окажется человек, который не думает о себе, который рожден для героизма, для того, чтобы жертвовать собой во имя великой миссии? Он неизбежно превращается в раба. Ведь для того, чтобы этот человек не думал о себе, чтобы он был готов каждую минуту к героизму, готов каждую минуту умереть за великую миссию русского народа, которую наблюдает Дугин, то лучше его держать в казарме. И получается такая история. Элита наша, к которой пытается дотянуться Дугин, и умом, и мыслью живет на Западе. Все радости жизни она получает на Западе. Да, сегодня уже нельзя поехать на отдых в Майами, но можно поехать в Эмираты. Нельзя купить коттедж в Италии, но можно купить блестящую квартиру в Дубае. И получается, что в результате воплощения в жизнь этого русского проекта, который создает Александр Дугин, у нас особая страна: рабы живут дома, а рабовладельцы — за границей. Даже в Древнем Египте и Древней Греции рабы и рабовладельцы жили в одной стране…

Но Александр Дугин, наверное, не отдает себе отчет в том, что на самом деле он борется не только с буржуазным индивидуализмом, чувством личности и со всеми достижениями человеческой культуры, которые были порождены европейским либерализмом, борется с достижениями эпохи Возрождения, Просвещения, Нового времени, но он борется и с самим христианством. И тут беда не только Дугина. У нас многие забыли или даже не знали, что за европейским индивидуализмом стоит золотое правило Библии: «Не делай другому того, чего себе не желаешь». Многие до сих пор у нас не знают, что за ценностями человеческой жизни, против которых борется Александр Дугин, за ценностями свободы выбора, чувства личности стоит христианское учение о человеке как Божьей твари. Николай Бердяев в своей полемике с христианским изуверством Константина Леонтьева напоминал: «Самой несомненной истиной религиозного откровения, данной и в религии Христа… безмерная ценность человеческого лица, образа и подобия Божьего, потенциально абсолютного, которого нельзя превращать в средство». Наверное, Александр Дугин, который так страшно борется с буржуазным индивидуализмом, не знает, что в христианстве идея самоценности каждой личности как творения Божьего тесно связана с идеей свободы личности как свободы выбора. Доказательству этого Достоевский посвятил свою «Легенду о великом инквизиторе» в «Братьях Карамазовых». Иисус Христос в пустыне не превращал камни в хлеба, ибо хотел, чтобы человек пришел к вере своей душой, своим выбором, чтобы вера была порождена не только чудом, но и духовным подвигом человека.

Кстати, тут уже не вина Александра Дугина, а вина православия. Мы почему-то решили, что идея разума, европейский рационализм не имеют ничего общего с христианством. Но ведь посмотрите Новый Завет. Христос призывает возлюбить Господа Бога «не только всем сердцем и всею душою, но и всем разумением твоим». Христос призывает к тому, к чему в ХХ веке призывали отцы русской религиозной философии, и прежде всего Семен Франк и Николай Бердяев, — призывают умом найти соединение разума с духом. И, кстати, в Ветхом Завете, в тексте Книги Иова, мы находим совсем рациональное оправдание такой веры в Бога, которая достигается «разумением твоим, работой ума». И это понятно. Только благодаря разуму, как говорится в Книге Иова, возможно «удаление от зла». Только человек, наделенный разумом, может отличить доброе слово, дарованное Богом, от пророчеств лжепророков. И в Новом Завете, в Евангелии от Матфея, перечисляются все те люди, которые страдали и которые нуждаются в благословении Божьем. Там, оказывается, на первом месте являются люди, оправдывающие добро, идущее от разума: «алчущие и жаждущие правды» будут блаженны, «ибо их правда есть Царство Небесное». В Ветхом Завете вера и мудрость соединены. Там сказано: «Бог не только вложил мудрость в сердце», но и «дал смысл разуму».

Напрасно Александр Дугин пугает своего собеседника угрозой исчезновения человечества в результате того, что человек откажется от самого себя и передаст власть над собой и миром своему творению, то есть роботу. И тут надо знать, это несомненная истина: можно быть атеистом, материалистом, но никуда не уйти от того факта, что свойственное человеку чувство «я», ощущение особости, ощущение своей уникальности и духовности не имеют какого-то материалистического объяснения и являются чем-то уникальным, что никакой робот никогда не сотворит. И надо знать, что даже Карл Маркс при всем своем материализме говорил, что идеальное, к примеру, понятие само по себе несводимо к материальному. Не могу не вспомнить, что у нас в СССР в советское время на философском факультете даже профессора говорили: «Где начинаются совесть и разум, там кончается материализм».

Несомненно, если поверить Александру Дугину, то человечество очень близко к ядерной катастрофе. Почему, когда его спрашивают о возможности гибели человечества, в его глазах появляется какая-то скрытая радость? Неслучайно многие на Западе говорят об Александре Дугине как об олицетворении русского согласия с концом истории человечества. Но то, чем пугает Дугин американцев, не случится. И вообще мне кажется, что все эти разговоры о том, что если человеку дали право отказаться от своего пола, то он откажется от человечества, и что во имя того, чтобы этого не произошло, нам, русским, надо отказаться от буржуазной цивилизации, буржуазного индивидуализма, — все это откровенный бред.

Нам очень нужен Запад — с той стороны, где в нем сокрыты достижения эпохи Просвещения, достижения морали, достижения права, достижения семьи и так далее. Мы живем самообманом: вместо того, чтобы всерьез поговорить о ситуации в нашей стране с преступностью, о ситуации с насилием в семье — и сравнить эту ситуацию с ситуацией в странах Запада, мы уходим от всех русских болезней и берем на себя роль миссионера.

Иван Ильин перед смертью говорил: «Не имеем права мы, русские, которые сами уничтожили дореволюционную Россию, которые уничтожили свою культуру, уничтожили миллионы людей, учить чему-то Запад, а тем более заниматься русификацией Запада».

На самом деле за мессианизмом Александра Дугина стоит желание возродить коммунистический тоталитаризм и коммунистическую философию смерти. Когда я слушал рассуждения Дугина, что наша беда в том, что похоронки в России до сих пор носят точечный характер, что до сих пор гибель наших людей в СВО не вызвала массового национального протеста против тех, «кто не с нами», я вспомнил ленинское «никакие жертвы нам не велики, если мы придем к победе пролетариата». Нет проблемы жертв и гибели для Александра Дугина, ибо ему очень хочется, чтобы кто-то наказал всех тех, кто не согласен с ним; кто, как и я, видит в его русском мессианизме угрозу гибели нашей страны.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах