«Признать состоявшимися консультации по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации стихийных бедствий, общественной безопасности, — гласило утвержденное единогласно итоговое постановление верхней палаты. — Направить Президенту РФ информацию о проведении консультаций».
Ну то есть у кандидатов не было бы ни единого шанса на провал, даже если бы они сами ни в какую не хотели на эти галеры. Правда, как уточнил глава Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, уведомительным постановлением результат работы с кандидатами не исчерпывается: готовится пакет документов, включающий «все материалы по нашим консультациям на каждого кандидата», который вместе с докладом председателя Совфеда будет представлен президенту.
Все прошло без сучка без задоринки и каких-либо отклонений от заранее утвержденного сценария. О том, насколько это действо было далеко от импровизаций, говорит хотя бы такая деталь: ответы на вопросы сенаторов — на каждого кандидата полагалось по три — некоторыми из гостей Совфеда зачитывались по бумажке.
Собственно, отсутствие неожиданностей в процедуре консультаций связано прежде всего с отсутствием неожиданностей с самими кандидатами. Из десяти глав «президентских» ведомств девять сохранили свои посты. Посему лейтмотив — да, пожалуй, и само содержание — их выступлений вполне передается строками из произведения известного пролетарского поэта: «Работа адовая будет сделана и делается уже!».
Сергей Лавров, бывший и будущий глава МИД, к примеру, подробно рассказал сенаторам о формировании нового миропорядка; Владимир Колокольцев (МВД) — об успехах и проблемах в борьбе с криминалом в целом и киберпреступностью в частности; Александр Куренков (МЧС) — о противостоянии природным и рукотворным катастрофам...
Единственный, чье выступление не выглядело отчетом о проделанной работе, — это Андрей Белоусов, предложенный президентом в качестве кандидата на должность министра обороны. Совершенно новым лицом его, правда, тоже назвать нельзя. Напомним, что до недавнего времени Белоусов занимал пост первого вице-премьера. Но в шеренге министров-силовиков Андрей Рэмович и впрямь новичок.
Нельзя, конечно, сказать, что, выступив в Совете Федерации, Андрей Белоусов полностью снял эти вопросы. Но ясности все-таки добавил. По словам нового главы оборонного ведомства, президент поставил перед ним две ключевые задачи. «Первая — это обеспечить полноценную интеграцию экономики вооруженных сил в общую экономику страны... Задача эта непростая, комплексная. Предполагает прежде всего оптимизацию военных расходов. Хочу подчеркнуть: оптимизация не означает огульное сокращение.
Оптимизация прежде всего означает повышение их эффективности... Вторая задача, поставленная президентом, — сделать военную экономику, работу Министерства обороны максимально открытыми к инновациям. Это касается не только новых технологий, но и подготовки кадров. А также новых форм и методов управления».
Выдал Белоусов и «железобетонный принцип», которого придерживался прежде и которым намерен руководствоваться на новом месте работы: «Ошибаться можно, врать — нельзя». В общем, не такая уж скудная информация к размышлению — и для сенаторов, и для страны в целом.
Ну а завершающим аккордом «кандидатского» дня в верхней палате явилось утверждение нового председателя Счетной палаты. Тут тоже обошлось без неожиданностей: новым главным ревизором страны стал Борис Ковальчук, бывший замглавы Контрольного управления Президента: его кандидатура была выбрана Владимиром Путиным из трех, предложенных Советом Федерации.