Утром в понедельник участники движения «Тавуш во имя Родины» вышли на улицы против делимитации границы с Азербайджаном. Они блокировали проезды с использованием мусорных баков и дорожных знаков. Полиция задержала более 150 человек, всех их в тот же день отпустили.
Акция неповиновения продолжилась и на следующий день. Утром 38 человек были задержаны за невыполнение требований полицейских недалеко от площади Республики в центре Еревана.
Ранее лидер оппозиционного движения «Тавуш во имя родины» архиепископ Баграт Галстанян призвал к забастовкам. «Я уверен, что когда наши планы станут конкретными в отношении процесса вотум недоверия и кандидата в премьер-министры, нас здесь будет несколько сотен тысяч», – уточнил Галстанян.
О протестном движении в Армении «МК» поговорил с доцентом ГАУГН Артуром Аваковым:
- Прежде всего, в Армении есть низовой протест, вызванный теми бедами, с которыми страна сталкивается с 2020 года. Падение Арцаха привело к разрушению прежней картины мира армян, а новая формируется в сложной, если не во враждебной для них обстановке. При этом в новом мире для прежних политических сил места не будет. Как сказал Пашинян, это столкновение "исторической" и "реальной" Армении.
Так называемые бывшие все это время пытались оседлать низовой протест, но пока их единственное достижение - формирование двух оппозиционных фракций в парламенте. Это говорит о том, что как бы тяжело ни было обществу, оно не готово возвращать тех, кто правил до Бархатной революции. Но и нынешнее руководство большинство не устраивает. Страна находится в поиске новых лидеров.
Баграт Галастанян как раз претендует на эту роль. При этом он связан с "бывшими", но не полностью с ними ассоциируется. Сами "бывшие" тоже избегают публичного сближения, чтобы не дискредитировать протест. Хотя их уши видны невооруженным взглядом, они скорее примыкают к нему среди прочих политических сил.
Однако чем успешнее будет протест, тем громче о себе начнет заявлять коллективная Республиканская партия, потому что в политической борьбе, как правило, первичен вопрос власти, а не условного общественного блага, которое на практике для каждого свое. В результате лидеры протеста похоронят его будущее - это один из вероятных сценариев развития событий.
- Будут ли эти протесты набирать силу?
- Вообще, исходя из того, что мы видим сейчас, можно констатировать, что у протеста слабая организационная структура, нет четкой тактики и стратегии борьбы за власть и того, что делать после победы. Все это организаторы пытаются компенсировать харизмой Галастаняна, который гуляет по центру Еревана и говорит, что если сильно верить, то все получится. Тем временем протест теряет активных участников.
Даже в первый день на площади Республики собрались, по усредненным оценкам, около 50 тысяч человек. На второй день их было в два раза меньше. Если главный расчет организаторов был на то, чтобы собрать всепоглощающую массу людей и вынести Пашиняна из правительства, то он очевидно не оправдался.
- Могут ли протестующие добиться отставки премьера?
- Скорее всего, серьезные проблемы у Пашиняна могут начаться только в том случае, если оппозиция сможет предложить альтернативную стратегию переговоров с Баку, которая при этом окажется приемлемой для азербайджанский властей, а не спровоцирует их на новую войну. Очевидно, что сейчас таких идей ни у кого нет.