Игорь Мирошниченко – человек, который давно придерживался националистических взглядов. Еще в 2013 году он попал в новостные ленты из-за того, что вызвал наряд милиции для кассирши, которая начала разговаривать с ним на русском языке. Как заявил тогда экс-нардеп, это «оскорбило его человеческое достоинство». А его бывшая жена в 2016 году в интервью украинским СМИ рассказала, что он бил их дочь за любое слово, сказанное на русском языке. Такие методы воспитания он предлагал перенести и в школы. В 2017 году призвал за использование русского языка в украинских школах бить учителей и учеников батогами.
Его неприязнь к русскому, к сожалению, выражалась не только в скандальных заявлениях, но и в политической деятельности. Мирошниченко был избран народным депутатом на парламентских выборах в октябре 2012 года от «Всеукраинского объединения «Свобода», а в 2015-м все от того же объединения стал депутатом Киевского городского и Сумского областного совета. «Свобода» - партия радикального толка, которая выступала за функционирование госорганов на украинском языке, принятии закона о защите украинского языка, введении уголовной ответственности «за антиукраинскую деятельность», открытие «охоты» на российскую агентуру. Можно сказать, что в какой-то мере эта партия опередила свое время.
В рамках своей партийной деятельности Мирошниченко стал известен как провокатор, пользующийся своей депутатской неприкосновенностью. Одно из самых его громких «антироссийских дел» имело место в 2016 году. Тогда он был одним из трех человек, заблокировавших вход на территорию российского посольства в Киеве во время голосования на выборах в Государственную думу. Участники акции пытались перекрыть вход в здание посольства, а также положили флаг России перед дверью в учреждение и наступили на него. А в 2013-м Мирошниченко начал проводить популярную ныне «декоммунизацию». Он вместе с другими «свободовцами» с помощью грузовика и стального каната снёс памятник Ленину в городе Ахтырка Сумской области.
Впрочем, в 2021 году его выписали из националистов-радикалов. Тогда возле офиса киевской ячейки ВО «Свобода» собрались представители общественных организаций, ветераны АТО и представители проукраинских движений. Они требовали исключить Мирошниченко из партии, так как тот «активно сотрудничает с пророссийским элементом — бизнесменом Андреем Пальчевским и является «псеводнационалистом». Чем он занимается сейчас, кроме написания постов в своих социальных сетях, неизвестно.
Еще один известный украинский националист Дмитрий Корчинский (внесен в список экстремистов и террористов Росфинмониторинга) недавно был объявлен в международный розыск, а также заочно арестован Басманным судом за свои призывы сжигать русские храмы. Корчинский известен своими многочисленными русофобскими заявлениями. Например, своих же русскоговорящих сограждан он называл инвалидами: «Это люди с ограниченными лингвистическими способностями, для них должны быть отдельные места в троллейбусах. Этим людям надо помогать как инвалидам». Он также известен тем, что в 1990-х годах воевал в числе украинских добровольцев из УНА-УНСО (запрещенная в России экстремистская организация) на стороне чеченских террористов.
Как и в случае Мирошниченко, Корчинский не мог оставить свои взгляды без политического выражения. В марте 1999 года он основал Всеукраинскую политическую партию «Братство» (запрещенная в России экстремистская организация). Партия особой популярностью не пользовалась и запомнилась тем, как в 2004 году они облили клеем и водой Джорджа Сороса с криками: «Сорос, прочь из Украины, у тебя ничего не получится».
Однако после Майдана о партии снова вспомнили. В том числе в связи с открытым против Корчинского уголовным делом. По версии обвинения, он и его сторонник из партии «Братство» устроили драку с сотрудниками спецподразделения «Беркут». Корчинский якобы лично был за рулем автопогрузчика, который въехал в силовиков. Уголовное дело до сих пор не закрыто. Некоторое время ему даже приходилось прятаться за границей.
Руководитель партии понял, что на волне «хайпа» нужно подкреплять свой образ. В 2014 году партией было создано два воюющих батальона - «Шахтерск» и «Святая Мария». В 2016 году в Киеве бойцы батальона «Святая Мария» блокировали здание украинского телеканала «Интер», добиваясь приостановки его деятельности, так как, по мнению активистов, он продвигал идею сотрудничества с Россией и ДНР. Известно, что «Шахтерск» принимал участие в боевых действиях и во время СВО, однако батальон расформировали за многочисленные случаи мародерства и военные преступления.
Еще одна интересная личность, которую объявили в розыск – бизнесмен Сеяр Куршутов (внесен в список экстремистов и террористов Росфинмониторинга). В отличие от предыдущих деятелей, он не был замечен в подобных националистических настроениях. Он интересен, скорее, напротив, своей историей «переобувания».
По данным МВД, у него есть российское гражданство. Да и украинские СМИ писали, что он вполне себе был не против сотрудничества с Россией: его транспортная компания, как сообщали издания, якобы возила контрабанду через Мариуполь в ДНР. К тому же он несколько раз после приезжал в Крым после его присоединения к России. В 2016 году Сеяр Куршутов въехал в Крым со стороны России авиарейсом из Москвы в Симферополь. Оттуда он поехал на Украину автомобилем через погранпост Чонгар, в результате чего попался на незаконном посещении полуострова и был привлечен к административной ответственности. В Крыму проживают его отец и сын, которые приняли российское гражданство.
На Украине же его долгое время называли «королем контрабанды» и правой рукой крупного бизнесмена Александра Грановского. Однако в итоге в связи со сменой политического руководства в лице Зеленского лавочка оказалась прикрыта. Он оказался под санкциями СНБО, и даже ходили слухи, что его лишили украинского гражданства за наличие российского, которые, впрочем, были опровергнуты. После потери бизнеса он решил стать «борцом с Москвой». В своих социальных сетях Куршутов предлагал вознаграждение в сто тысяч долларов за поимку советника генерального прокурора РФ Натальи Поклонской. А в своих интервью он требовал «выдавливать из Украины тварей русского мира». Однако это не помогло ему вернуться в бизнес.
Все перечисленные персоны, несмотря на всю свою русофобию, оказались выброшены из политической системы Украины. Кто-то стал русофобом слишком рано, а кто-то – слишком поздно, когда все куски пирога уже поделены. Скорее всего, они так и останутся теми, кого вспоминают разве что, когда они оказываются в разыскных списках МВД России.