На этой неделе национальная авиакомпания Финляндии Finnair заявила, что приостановит полеты в эстонский город Тарту на месяц. Два самолета Finnair были вынуждены развернуться на прошлой неделе после того, как с их сигналами GPS начались проблемы, когда они пытались приземлиться.
Как пишет издание The Sun, эти самолеты не первые, кто пострадал от электронных атак, сделавших спутниковую навигацию бесполезной. За восемь месяцев 2309 рейсов Ryanair и 1368 самолетов Wizz Air зафиксировали проблемы с навигацией в Балтийском регионе. Также пострадали 82 рейса British Airways, семь рейсов Jet2, четыре рейса EasyJet и семь рейсов TUI. В общей сложности за тот же период около 46 000 самолетов зарегистрировали проблемы с GPS над Балтийским морем. Пилоты не уверены в правильности своих маршрутов и с трудом могут сообщить другим, где они находятся. Фальшивые данные также заставляют самолеты разворачиваться и пикировать, чтобы избежать воздушных препятствий, которых на самом деле не было. И виновата в этом, по мнению западных "экспертов", естественно, Россия. Если быть точнее, некое «сверхсекретное оружие Путина».
На этой неделе министры стран Балтии Эстония, Латвия и Литва по отдельности предупредили, что глушение GPS может привести к воздушной катастрофе. Количество инцидентов, связанных со сбоем навигации, значительно возросло после начала СВО. И если сперва европейские «эксперты» считали, что виноват в этом некий радар, находящийся в Калининградской области, то теперь в Европе считают, что работе GPS мешает «черная дыра», расположенная в глубине российской территории.
Шведский аналитик по имени Маркус Йонссон самостоятельно провел исследование и поделился результатами в социальной сети "Х". Ранее он утверждал, что обнаружил местоположение балтийского глушителя. По его данным, источник помех находится в Калининграде, и его активность связана с радиоэлектронной борьбой России против учений НАТО в Польше. Позднее он решил, что «глушилка Путина» находится в районе Санкт-Петербурга. Такие же данные приводит The Economist. Это также соответствует расположению нескольких известных российских военных объектов, пишет издание.
Есть и сообщения о том, что за помехами GPS на восточном фланге НАТО стоит сверхсекретное российское оружие для создания помех, известное как "Тобол-1". Об этом оружии практически ничего не известно. Лишь только то, что после атаки «Тобола», развернутого на территории России, вышло из строя не менее чем 1300 терминалов спутниковой связи Илона Маска на Украине.
Первым в мире о создании этого мощного оружия Россией заговорил бельгийский эксперт по радиосвязи Барт Хендриккс. Еще в ноябре 2020 года он отмечал, что системы "Тобол-1" охватывают практически всю территорию России. Хендриккс получал свои сведения из открытых источников, внимательно анализируя государственные контракты, задания на государственные закупки и даже судебные иски Министерства обороны против подрядчиков. В настоящее время эти документы недоступны для общественного ознакомления. В Минобороны РФ существование системы "Тобол-1" не подтверждали.
При этом The Sun не приводит никаких доказательств того, что РФ преднамеренно рушит систему коммерческих рейсов в Европе. И даже предполагает, что причина кроется в атаках украинских беспилотников на гражданскую и военную инфраструктуру России. Глушение сигнала – это лишь попытка защититься от угрозы нападения БПЛА, а проблемы с гражданскими полетами – побочный эффект.
Другими словами, если бы НАТО не помогало Украине в террористических атаках территории России, то и проблем с коммерческими рейсами в Европе было бы в разы меньше.