«Не буду называть регионы, но, безусловно, есть такая группа регионов, которые, на мой взгляд, просто нуждаются в укрупнении, в объединении, чтобы они дополнили друг друга экономически и социально. Время придет до этого», - рассказала Валентина Матвиенко РИА Новости. Она подчеркнула, что к этому вопросу необходимо относиться продуманно, «с пониманием того, что если два региона или три региона объединятся, то экономический эффект будет огромный, кумулятивный эффект для людей будет огромный». «На экспертном уровне тема укрупнения регионов обсуждается постоянно, но в политической плоскости она пока не стоит», - отметила спикер Совета Федерации.
Отметим, что Валентина Матвиенко уже продолжительный период время от времени поднимает вопрос необходимости укрупнения регионов. Заявления подобного рода она делала по крайней мере в 2013, 2016, 2021 годах. А в апреле 2021-го прошла целая волна обсуждений темы объединения регионов в связи с высказыванием вице-премьера Марата Хуснуллина о том, что России не нужно такое количество субъектов и некоторые из них необходимо объединить.
Напомним, что практика укрупнения регионов для Российской Федерации не нова. Активный период объединения происходил с 2003-го по 2008 год. Тогда в результате объединения число субъектов Федерации сократилось с 89 до 83. Прекратили самостоятельное существование 6 из 10 автономных округов, а три области (Пермская, Камчатская, Читинская) сменили название на края (соответственно Пермский, Камчатский, Забайкальский). Схема отработана: для того чтобы принять решение об объединении, необходимо провести референдум на обеих территориях. Если большинство жителей голосует за, в Госдуму президентом вносится конституционный законопроект об образовании нового региона. После принятия документа вносятся вносятся изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции.
Самым первым примером укрупнения регионов стало объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Референдум прошел 7 декабря 2003 года. За проголосовали 83,91% от принявших участие в референдуме Пермской области и 89,77% от принявших участие в референдуме Коми-Пермяцкого автономного округа. В итоге был образован Пермский край, в составе которого было создано административно-территориальное образование с особым статусом Коми-Пермяцкий округ. После этого произошло объединение Красноярского края и входящих в его состав автономных округов, Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край, Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Последнее объединение регионов - Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в Забайкальский край — произошло 1 марта 2008 года.
Согласно исследованию работников кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД России, проведенного посредством экспертных интервью, оценка последствий объединения этих регионов сильно разнится в зависимости от региона и от того, откуда респонденты — из областного и краевого центра или окружного и районного. Абсолютное большинство респондентов в первом случае положительно оценивали реформу и все ее проявления, а в окружных и районном центрах спектр мнений гораздо шире. Что касается влияния реформы на качество работы государственных органов, многие представители из присоединенных субъектов отметили его как негативное, так как теперь все вопросы решают не напрямую с федеральным центром, а через правительство края. В плане экономического влияния оценки также не самые высокие. Особенно отмечают невыполнение обещаний, данных при объединении, например, строительство горно-обогатительных комбинатов в Агинском-Бурятском округе, объектов социального значения в Усть-Ордынском Бурятском округе, дороги до Сыктывкара в Коми-Пермяцком округе. Также респонденты сообщают об оттоке населения и отсутствии собственного бюджета.
Последние громкие дискуссии об объединении регионов касались Архангельской области и Ненецкого автономного округа. 13 мая 2020 года исполняющие обязанности губернаторов Архангельской области и НАО объявили о начале процесса объединения регионов, однако жители Ненецкого автономного округа после этой новости начали выходить на протесты против слияния с Архангельской областью. В итоге 26 мая руководители регионов заявили, что политическое объединение субъектов откладывается, вместо этого будет разработана совместная программа экономического развития.
С 2020 года реальных попыток объединить какие-либо регионы больше не предпринималось. Пока что все остается в рамках дискуссий, однако крайне активных дискуссий. Так действительно ли укрупнение регионов — актуальная тема в нынешних условиях, и насколько она резонна в экономическом и политическом планах? Об этом мы спросили у политолога Константина Калачева:
«Если говорить об экономической целесообразности, то она очевидна. У нас слишком мало регионов-доноров и много регионов-реципиентов. Но ситуации бывают разные. Возьмем Курганскую область - аграрный регион. Объединение Курганской области с Тюменской и, скажем, Челябинской повлекло бы за собой появление крупного аграрного региона, где такое укрупнение с точки зрения развития пошло бы на пользу. Есть Еврейская автономная область. В целом, этот регион может стать самодостаточным. Хоть он и маленький, но у него есть сотрудничество с Китаем. Однако этот регион искусственный, евреев там нет, дай бог один процент. Есть смысл объединить ЕАО с Хабаровским краем и Амурской областью? Хабаровский край и Амурская область считают, что такой смысл есть. В ЕАО считают, что смысла нет, они не просто рудимент 30-х годов, а полноценный субъект. Но, при всем уважении к губернатору, который развивает регион, будет ли когда-нибудь в Биробиджане аэропорт? Навряд ли. Ближайший в Хабаровске, то есть в любом случае есть зависимость, и весь Биробиджан ездит через Хабаровск. Так что в словах Матвиенко есть серьезная экспертная проработка и понимание того, что от объединения экономический эффект будет положительным, и регионы могут дополнять друг друга экономически и социально.
Вопрос в том, что помимо экономической составляющей должна быть еще и политическая возможность. Сами люди должны хотеть этого объединения. Однако многие территории, которые стали объектом слияние и поглощения в 2000-х, в итоге не очень довольны итогами этого процесса. При референдуме у них были завышенные ожидания от слияния, и они в итоге не оправдались. Поэтому необходимо, чтобы объединения были не только экономически выгодны и тому, и другому субъекту, а чтобы люди реально сами почувствовали улучшение своей жизни.
Могут ли при попытках объединения регионов произойти ситуации, как между Архангельской областью и Ненецким автономным округом?
Тут была уникальная ситуация, поскольку присоединяемый субъект был богаче, чем тот, к кому его хотели присоединить. Местные жители испугались, что это ударит по их карманам и уровню жизни, а бюджетные доходы будут предоставляться в большей степени Архангельской области. В случае, например, присоединения Курганской области к Тюменской будет обратная история. Потому что Тюменская область богатая, а Курганская — бедная. Жители бедных регионов будут с большой охотой поддерживать референдум, нежели богатых, так как жители богатых регионов не хотят, чтобы у них что-то отняли.