Поднимаясь в четверг вечером по ступеням первого корпуса Кремля, Александр Лукашенко сообщил, что приехал обсуждать прежде всего насущные экономические вопросы. «Наши премьеры скоро встречаются. Мы должны им немножко помочь», - не вдаваясь в детали, сообщил Батька. Возможно, за закрытыми дверями речь об экономике действительно шла, однако протокольную часть встречи Владимир Путин решил посвятить конфликту с Украиной. И в первую очередь двум наиболее обсуждаемым в этом контексте темам: переговорам и участившимся обстрелам украинских энергетических объектов, которые многими на Западе рассматриваются как понуждение к переговорам.
Президент объяснил, что это ответные удары. «Хочу подчеркнуть: исходя из гуманитарных соображений, зимой мы не наносили никаких ударов. (...) Но после серии ударов по нашим энергообъектам вынуждены были ответить», - заявил Путин. По его словам, ответные обстрелы объектов энергетики решают задачу демилитаризации Украины. «Исходим из того, что таким образом мы влияем на ОПК Украины, причём напрямую», - сказал ВВП. Вместе с тем он выразил готовность решать эту и другие задачи «другими способами», т.е. за столом переговоров.
Путин напомнил, что уже в марте 2022 года Россия согласилась на предложение Лукашенко начать мирные консультации с Украиной в Гомеле. Потом переговорные команды перебрались в Стамбул, где провели большую работу по подготовке соглашения. Документ, названный Стамбульским соглашением, был парафирован обеими сторонами, однако после того как российские войска отошли от Киева, Украина под давлением Запада отказалась от договоренностей и тем самым загнала себя в угол. «Они рассчитывали победить Россию на поле боя, нанести ей стратегическое поражение. Сейчас понимают, что это невозможно, а от переговоров отказались, и теперь попали в достаточно сложное положение», - заметил Путин. Однако РФ, по его словам, не хочет никого ставить в сложное положение, более того, готова к конструктивной работе. «Но никакого навязывания нам какой бы то ни было позиции, не основанной на реалиях, конечно, быть не может», - подчеркнул ВВП. Он намекнул, что «если возникнет необходимость», готов обратиться к посредничеству Лукашенко для проведения консультаций, как это уже было в 2022 году.
Александр Лукашенко в ответ на это предложил «достать документ» (т.е. Стамбульское соглашение), который ранее ему передал Путин, «положить на стол и двигаться по нему». Поскольку изложенные в нем позиции ранее были парафированы Украиной, по мнению Батьки, от них можно отталкиваться и сейчас. «Думаю, Владимир Владимирович, меня чутьё никогда не обманывало, сейчас такой момент, что Ваши инициативы на мирное урегулирование конфликта найдут отклик на Украине. Найдут. У военных найдут, как ни странно. Я готов с Вами вместе встать плечом к плечу и работать в этом направлении», - заявил он. Путин согласился, что Стамбульское соглашение действительно может стать отправной точкой для переговоров. «И с ним работать», - кивнул головой он.
Далее беседа продолжилась в закрытом формате и завершилась только около 11 часов вечера. Однако 12 апреля в обед Лукашенко снова вернулся в Кремль, где был атакован журналистами, жаждавшими узнать подробности вечерних посиделок. К сожалению, о содержании Стамбульского соглашения никто из представителей СМИ Батьку не спросил (Дмитрий Песков на брифинге уклонился от этого вопроса). Однако президент Белоруссии еще раз подтвердил: Путин согласен вернуться к парафированным в Стамбуле документам и «от этого плясать». «Или останавливаемся на том, что было в этих документах, или идем дальше, ищем какие-то компромиссы», - разъяснил позицию Кремля Лукашенко, отметив, что это предложение является лакмусовой бумажкой для Киева и Запада. «Если реакции не будет, значит, они просто не хотят мира».
Лукашенко также намекнул, что к переговорам надо приступать как можно скорее — ведь 20 мая заканчиваются полномочия Владимира Зеленского. А значит, подписание любого договора или соглашения с ним после этой даты чревато тем, что новый президент Украины сможет отказаться от договоренностей. «Они это отбросят и скажут: это нелегитимный президент подписывал, а я этого не знаю... Загогулинка какая-то есть», - сказал Батька. Он добавил, что и со стороны России может сложиться ситуация, «когда тот же президент Путин скажет: а с кем тут подписывать договор?», если полномочия Зеленского уже истекли.
По следам беседы с российским коллегой Лукашенко заявил, что Украине не следует продолжать забрасывать беспилотниками российские НПЗ, поскольку «ответ прилетит мгновенно и в десятикратном размере». Что касается вступления Белоруссии в конфликт или, не дай бог, объявления войны НАТО, то таких планов ни у кого нет. Во-первых, силы союзного государства не смогут закрывать фронт протяженностью 3,5 тыс. км (включая границу с Литвой и Польшей), а во-вторых, Батька всерьез рассчитывает на роль посредника. «Может, Украине, как сегодня России, пригодится такая (условно нейтральная) Беларусь», - заявил он. Батька дал понять, что напрямую с Зеленским и «его западными кураторами» президент РФ разговаривать не собирается.
В отличие от белорусского лидера, Владимир Путин по теме урегулирования в пятницу уже публично не высказывался. Обнародованная часть его повторной встречи с Лукашенко оказалась посвящена Дню космонавтики. Однако сначала президенты позвонили в тундру оленеводам Пяк, отмечающим золотую свадьбу. Поскольку спутниковая связь до неузнаваемости исказила голос президента, глава семьи — Енкси его не узнал. «Это кто?» - забеспокоился он. «Все свои! Ваши друзья из Кремля», - успокоил оленевода Путин.
Президенты поздравили Енкси и его жену Зою с памятной датой и пообещали выполнить желание их внука, мечтающего посмотреть на старт космического корабля. «Для меня очень символично и важно поговорить с людьми, которые находятся далеко в Арктике и занимаются этим добрым делом — разводят оленей», - растрогался Лукашенко. Он пожелал Пякам, чтобы их дети и внуки также стали оленеводами.
Когда сеанс связи с Ямалом завершился, президенты обратились к недавно вернувшимся с орбиты космонавтам — россиянину Олегу Новицкому и белоруске Марине Василевской - и поздравили их, а также всех россиян и белорусов с Днем космонавтики. По словам Путина, Москва и Минск продолжат развивать сотрудничество в космосе, тем более что планы грандиозные — сегодня ни одна сфера не может обойтись без космических технологий. Батька сообщил, что старт Василевской из-за проблем с автоматикой, которая внезапно отменила пуск двигателей, доставил ему много переживаний: «Уж думал все, беда». Но слава богу, оборудование справилось, и полет прошел в штатном режиме. Новицкий заверил президентов, что российская техника никогда не подводит, хотя, возможно, для кого-то выглядит непрезентабельно. Что касается самой Марины, то она, в отличие от Лукашенко, ничуть не волновалась: ее пульс во время проблемной ситуации не превышал 66 ударов в минуту.